Водителей-мигрантов массово высылают на родину

В Петербурге началось массовое выдавливание водителей-мигрантов на родину за нарушение правил дорожного движения. Частные перевозчики ставят автобусы на прикол, их убытки уже превышают 4 млн рублей в сутки.

С середины июня права работать в России уже лишились 634 водителя иностранного происхождения — 13% от общей численности водителей-мигрантов на городском транспорте. "Это только начало, к декабрю мы можем лишиться намного большего числа работников, может быть 25%. Это катастрофа. Заменить их некем. Местных кадров нет. Водители категории D — дефицитнейшие специалисты в современной России", — восклицает Василий Киселев, президент Ассоциации перевозчиков пассажиров. Его мнение поддерживают многие перевозчики, но не публично. Крупнейшие частные петербургские транспортные компании "Третий парк" и "Питеравто", в которых трудится большая часть водителей-мигрантов, не захотели официально комментировать ситуацию.
Компании уже терпят убытки, из оборота выведено около 220 автобусов. А каждое транспортное средство приносит перевозчику доход в среднем 19 тысяч рублей в сутки (средний доход рассчитан на основании опубликованной финансовой отчетности, как разность от деления официальной выручки нескольких транспортных компаний на количество действующих автобусов). То есть частные перевозчики недополучают в сутки более 4 млн рублей.
Формальный повод для увольнения водителей-мигрантов — нарушение ими правил дорожного движения, которые относятся к административным правонарушениям. Согласно миграционному законодательству РФ, если иностранный гражданин два и более раз в течение трех лет привлекался к административной ответственности, то въезд в РФ ему запрещен. "Мы запрещаем въезд за любое правонарушение, в том числе и за нарушение правил дорожного движения. Но не депортируем водителей — у нас нет столько средств, чтобы купить всем билеты", — заявили "ДП" в отделе по вопросам реадмиссии и депортации иностранных граждан управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти.
Перевозчики подтверждают: действительно, о депортации как таковой речь не идет, миграционная служба просто лишает иностранца патента и регистрации, он становится нелегалом, и оставлять его на работе перевозчики не рискуют. Они доставляют мигранта в миграционную службу, чтобы снять с себя ответственность за него. Затем мигрант сам покупает билет на поезд или самолет (или проездной документ оплачивает компания) и отправляется на родину. Он может и остаться, но в любом случае копию билета отсылают в миграционную службу как подтверждение отбытия "клиента".
Списки мигрантов-нарушителей миграционная служба получила от ГИБДД, а дорожным полицейским информацию передали сами перевозчики. Правда, не для того, чтобы лишиться водителей, а с целью организовать массовый прием экзаменов у мигрантов для оформления им российских водительских удостоверений. Обменять свои права на российские водители-мигранты должны в соответствии со 196 ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В списках, предоставленных в госавтоинспекцию, содержалась вся необходимая информация, чтобы полицейские без особого труда идентифицировали всех нарушителей. А то, что информация о них пойдет в миграционную службу, перевозчики даже не предполагали.
"Правила дорожного движения водители автобусов нарушают регулярно, правда, все штрафы оплачивают, и мы не думали, что возникнут проблемы. Все-таки нарушение правил дорожного движения — это же не уголовное преступление", — говорит один из представителей транспортного бизнеса.
На данный момент высылке подлежит 634 водителя-мигранта, такие цифры назывались на специальном совещании, прошедшем в Комитете по транспорту 27 июня. А сегодня в комитете официально заявили, что не располагают сведениями о том, что "перевозчики испытывают затруднения из-за депортации мигрантов". "Буквально вчера прошло совещание с представителями всех перевозчиков, они могли бы озвучить эту проблему (если такая есть), но эту тему они не подняли", — заявили в комитете. Пояснив, что 27 июня на совещании обсуждался "вопрос обмена водителями транспортных компаний иностранных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. Перевозчики доложили, что иностранцы потихоньку заменяют права международного образца на российские, часть — учатся в автошколах".
Перевозчики, в свою очередь, уверяют, что в комитете не могут не знать о проблеме. О ней известно зампредседателя комитета Елене Осинцевой, которая предложила бизнесменам брать на работу местных водителей. "Местных катастрофически не хватает", — говорят перевозчики. Они предполагают, что одним из негативных последствий для бизнеса станет повышение зарплат водителей, что может ухудшить и без того незавидное положение субсидируемого Смольным ГУП "Пассажиравтотранс", который полностью укомплектован кадрами российского происхождения. В самом ГУПе не боятся конкуренции за кадры и не ожидают оттока водителей. "У нас стабильная зарплата, огромный перечень льгот и гарантий, начиная от билетов на елки для детей и заканчивая собственной бесплатной медсанчастью. Полагаю, официальная зарплата и социальный пакет сегодня очень важны для сотрудников, и их привлекают условия работы", — сообщили в ГУПе.