Журналист Андрей Архангельский о мультфильме "В поисках Дори" режиссеров Эндрю Стэнтона и Энгуса МакЛэйна.
На Петербургском экономическом форуме министр культуры РФ Владимир Мединский посетовал на то, что современные российские мультфильмы лишены национального колорита. "Если у вас фильмы про Джончиков, Пончиков и девочек Мэри, то вы будете стоять в конце очереди" (на господдержку. — Ред.)", — подчеркнул министр. Это произошло почти в тот день, когда в российский прокат вышел сиквел мультфильма "В поисках Немо" студии Pixar — "В поисках Дори". Трудно каким–то образом идентифицировать "национальный колорит" героев фильма — речь там о рыбах, осьминогах, китах и других жителях океана. Собственно, это вообще не имеет значения.
Океан, где происходит основное действие, — метафора глобального, открытого мира. Океан — капитализм: нас точно так же время от времени затягивает в водовороты финансовых кризисов, или же приходится укрываться от хищников — приверженцев философии "нужно есть первым". Мир сложно устроен, но в нем нужно учиться жить — по возможности прилично и так, чтобы не погибнуть.
Первые кадры, прелюдия — птенец эгоистически открывает клюв: корми меня, мама, я готов. Но мать мягко приглашает птенца самостоятельно отправиться на поиски пищи. Первая вылазка оказывается опасным делом — то волна нахлынет, то укусит какой–нибудь неведомый обитатель прибрежья. Но в конце концов удается и поклевать, и увернуться от волны.
Это идеальная иллюстрация тезиса "людям нужно давать не рыбу, а удочку" — создавать условия, при которых люди могли бы зарабатывать сами. Почему за 25 лет новой жизни у нас лишь 5–10% населения научились более–менее "удить" самостоятельно? Потому что не изменилась психология большинства; людей не научили жить в новых условиях, и они остаются такими вот беспомощными птенцами на берегу. Этой работой должно было бы заниматься и наше массовое искусство — учить людей элементарным правилам жизни.
Читайте также:
Кино
Рецензия на фильм "Человек — швейцарский нож"
Дори — доброжелательная синяя рыбка, страдающая "краткосрочной памятью". Она стремится избавиться от болезни и найти свою семью. Пользуясь обрывочными воспоминаниями, она отправляется на поиски родителей в Монтерейский институт морской жизни, где встречаетcя c белухой Бэйли, китовой акулой Судьбой и осьминогом Хэнком, который становится ее проводником.
Как мы видим, авторы, как и в прошлый раз, делают акцент на тех, кто по определению слабее других, кто лишен жизненных преимуществ. Но это вовсе не повод отчаиваться, отказываться от жизни; нужно верить в себя, нужно быть упорным, помогать другим — и обязательно добьешься успеха.
Этот мультфильм — восхитительная сага о взаимопонимании, дружбе, взаимовыручке. Об океанской свободе — которая лучше, чем несвобода аквариума. Представим, что герои обладали бы — по версии Мединского — "национальным колоритом", были бы вместо Дори, Хэнка и Бейли какие–нибудь "лебедь, рак и щука".
И что, разве это отменило бы стремление всякого живого существа вырваться на свободу, на речной или морской простор?.. Способность к состраданию, любви?.. Конечно, нет. Важно, как говорится, "оставаться человеком" — или, как в нашем случае, "приличной рыбой".
"Я не боюсь безумия" — повторяют несколько раз герои фильма. Советские мультфильмы учили добру, это знают все. Американские мультфильмы, собственно, учат тому же, но кроме этого они еще и учат не бояться жизни, не бояться свободы. Это философское размышление, сделанное в максимально доступной, игровой форме. И, конечно же, этот фильм вовсе не только для детей сделан.
Собственно, я думаю, этот мультфильм в первую очередь для взрослых. Чтобы они научились наконец "удить".