Свободное место

Спрос на парковочное оборудование сокращается из–за снижения инвестиционной активности.

Рынок оборудования для парковок и паркингов начал ощущать последствия кризиса только в этом году. До 2016 года продажи парковочных систем ежегодно росли примерно на 50%. Основными заказчиками выступают торговые центры и гипермаркеты.

Отток заказов

По словам генерального директора ООО "АПС–СПб" (производит системы автоматизации парковок) Антона Кудрявцева, с начала года количество запросов и реализуемых проектов заметно сократилось. "В 2016 году пока что наблюдается негативная тенденция относительно предыдущих лет. В процентном соотношении мы имеем менее 50% реализованных проектов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Все надежды на второе полугодие. Перспективы есть", — говорит Антон Кудрявцев.
"Общее снижение инвестиционной активности, естественно, сказалось и на парковочном рынке. При этом сам по себе рынок парковочного оборудования можно смело отнести к растущему сегменту рынка", — утверждает Владимир Чураков, генеральный директор ООО "АП Технологии". По его мнению, рынок систем автоматизации парковок с контролем въезда / выезда (плоскостные и многоэтажные) покажет рост около 20–25% по итогам 2016 года. "Что касается притротуарных городских парковок, то этот рынок всецело зависит от решений городских властей", — добавляет Владимир Чураков.

Свой–чужой

Основной спрос на автоматические системы парковки формируют крупные торговые комплексы и магазины. Платная парковка позволяет им разгрузить стоянки от нецелевой аудитории в пользу своих клиентов.
"Далеко не всегда целью организации платной парковки является получение прибыли. Для торговых центров очень актуальна задача отсечения нецелевых клиентов. Надо сделать парковку бесплатной для посетителей, но сделать невыгодным парковаться сотрудникам близлежащих офисов и жителям ближайших домов. И платная автоматическая парковка с тарифом типа 3 часа бесплатно, а далее "заградительный" тариф решает эту задачу", — объясняет Владимир Чураков.
"В черте города, где оптимальную по размеру территорию найти трудно, есть смысл ставить шлагбаум и лимитировать время посещения комплекса, чтобы не давать посторонним занимать места, предназначенные для машин посетителей комплекса", — соглашается Мария Огнева, руководитель отдела маркетинга ТВК "Гарден Сити".
По ее словам, изначально, когда планировалось строительство комплекса "Гарден Сити", особое внимание было уделено территории парковки, так как основная часть посетителей (99%) приезжают в "Гарден Сити" на машинах. Сегодня к услугам посетителей и арендаторов здесь открыта парковка на 1500 мест.
"Так как рядом с комплексом нет жилой застройки и основная аудитория — те, кто перемещается между Приморским и Курортным районами, то ни у кого не возникает необходимости оставлять машину на парковке ТВК", — добавляет Мария Огнева.

Быстрая отдача

Стоимость оборудования автоматической парковки зависит от комплектации, функционала и бренда. Самый простой комплект оборудования — один автоматический въезд, один автоматический выезд и терминал оплаты — стоит от 1 млн до 3 млн рублей.
Срок окупаемости оборудования зависит от специфики парковки и тарифов. "В основном заказчик хочет освободить парковку от нецелевой аудитории. Задача заработать обычно стоит во вторую очередь (если вообще стоит). Хотя есть некоторые парковки, которые успешно выполняют задачу самоокупаемости и делают это, как правило, уже в первый год. Правда, тут много зависит от удачного местоположения", — рассказывает Антон Кудрявцев.
Так, автоматическую парковку емкостью 150 машино–мест, включающая один автоматический въезд, один автоматический выезд, автоматическую кассу и ручной терминал оператора, с монтажом можно организовать за 1,8 млн рублей. Еще 270 тыс. в месяц уйдет на ее содержание, 18 тыс. — на техническое обслуживание. При средней заполняемости 20% и тарифе 30 рублей в час окупаемость оборудования может составить 5,5 месяца.
Парковочные системы являются оборудованием длительного пользования, для которого важна не только его цена, но и стоимость владения.
"А это, в свою очередь, зависит от надежности оборудования, уровня технической поддержки, гарантированной поставки запасных частей и т. д. У нас, например, есть объекты, где наше оборудование без замены эксплуатируется с 2000 года. Оно окупилось десятки раз, и для заказчика совершенно не важно, что в момент покупки оно было на 20% дороже, чем самый дешевый аналог", — говорит Владимир Чураков.
"По мере того как рынок становится более зрелым, потребитель начинает смотреть не только на стоимость самого оборудования, но и на факторы, которые обеспечат его стабильную эксплуатацию в течение многих лет. Процесс этот идет, но, к сожалению, медленнее, чем хотелось бы, и сегодня поиск самой–самой низкой цены еще довлеет над заказчиком", — добавляет Владимир Чураков.
Среди отечественных производителей выделяются "АПС–СПб" (с системой АПС EcoPark), "АП Технологии" (система VECTOR_AP), среди иностранных марок — итальянская Came, немецкая Designa, словенская Versor и др. Отечественное парковочное оборудование в среднем на 20–40% дешевле импортного. Валютные колебания незначительно увеличили эту разницу из–за высокой доли импортных комплектующих в российских системах и сдерживания рублевых цен зарубежными производителями.