Стричься в кафе, пить в прачечной

В попытках привлечь больше клиентов бизнесмены совмещают несовместимое: открывают бары–прачечные, кафе–парикмахерские и рестораны — салоны интерьеров.

В Петербурге к необычному формату "два в одном", как правило, тяготеют кафе, бары и рестораны. Их совмещают с прачечными, тату–студиями, парикмахерскими и даже интерьерными салонами.
Еще в 2004 году в Петербурге открылось заведение "Стирка 40о", объединившее под своей крышей прачечную, работающую по системе самообслуживания, и бар. Авторами и исполнителями проекта, воплотившегося в жизнь как кафе, стали германская студентка Анке Новоттне и петербургский менеджер Алексей Лукьянов. Сейчас в небольшом помещении "Стирки" соседствуют барная стойка, небольшой танцпол и несколько стиральных машин, проводятся вечеринки, концерты, поэтические вечера и выставки.
А появившийся на набережной канала Грибоедова "Пиф–Паф" разместил под одной крышей бар, где подают бургеры и напитки, и парикмахерскую. Проект в 2013 году основали стилист–парикмахер Яна Якубенок, куратор галереи Fotowall в "Этажах" Светлана Бекасова, директор кинопрокатной компании A–One Films Даниил Горошко и предприниматель Александр Складчиков.
Веяние последних лет — питейное заведение, совмещенное со студией татуировок. В таком формате работает бар "Мука" в Мучном переулке и один из баров в кластере Contour Family.

Рискованные эксперименты

Подобные эксперименты могут быть следствием разных интересов совладельцев бизнеса или же просто попыткой привлечь дополнительный поток клиентов за счет оригинального формата. "На мой взгляд, это прежде всего маркетинговый ход. Иногда, конечно, это может вылиться в очень удачный и органичный проект. Правда, в большинстве случаев потоки посетителей редко пересекаются. Не думаю, что человек, который воспользовался услугами прачечной или парикмахерской, тут же отправится в бар или ресторан", — говорит Александр Берковский, совладелец бара Mishka и ресторана "Общество чистых тарелок".
Как поясняет президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонид Гарбар, шанс, что клиенты, пришедшие получить одну услугу, обратят внимание и на другую, есть, но здесь огромную роль играет то, насколько органично подобраны два помещенных под одну крышу бизнеса. Он также отмечает, что совместить ресторан высокой кухни с предоставлением бытовых услуг, скорее всего, не получится, и предостерегает от экспериментов. Даже если совместить успешную прачечную и успешный ресторан, уже имеющие своих клиентов, последние могут не оценить оригинальную задумку и перестать посещать и прачечную, и ресторан.
Особенно рискованной идея становится в кризис, ведь вложения в кафе, совмещенное с другим бизнесом, будут выше вложений в обычное кафе, но могут при этом не принести желаемого потока клиентов. "В текущих экономических условиях нужна быстрая окупаемость, для этого необходимо просчитывать проходимость и другие показатели. Открывать бар как дополнение к другому бизнесу сейчас не самая удачная идея", — предостерегает Александр Берковский.

Гибриды из Москвы и Европы

Свой проект — Русскую рюмочную №1, совмещенную с Музеем русской водки, — Леонид Гарбар считает успешным. Он также отмечает, что вполне возможно совместить кафе и сувенирный магазин или casual–ресторан с цветочным магазином.
Также удачным эксперты называют соседство дизайн–студий с кафе или ресторанами. Александр Берковский вспоминает примеры таких союзов — берлинские интерьерные лавки, совмещенные с ресторанами. В таком формате в столице Германии, например, работает кафе LADEN, где также можно приобрести дизайнерскую мебель. Есть подобный проект и в Петербурге, на Петроградской стороне. Flamand Rose объединяет под одной крышей интерьерный салон и ресторан франко–бельгийской кухни.
Есть интересные гибридные заведения и в Москве. Например, открывшееся еще до кризиса мотокафе "Энтузиаст". Как можно понять из названия, открыли его друзья–энтузиасты, так или иначе связанные с мотокультурой. Заведение сочетает мотомастерскую, кафе и магазин.
Еще один столичный проект противоречит любой логике и утверждениям экспертов о том, что сочетать несочетаемое — плохая идея. В московской "Укулелешной" объединили кофейню и магазин гавайских музыкальных инструментов.