В Петербурге политики начинают предвыборное толкание, запуская первые пробные шары. Депутат-единоросс Сергей Вострецов пожаловался в ЦИК на агитацию коллеги из Партии роста Оксану Дмитриеву. Его претензии вызвали недоумение у партийцев. Но в ЦИКе признают, что проблема есть, а что с ней делать, не до конца понятно.
Сергей Вострецов, который сейчас работает в Госдуме депутатом от "Единой России" и будет баллотироваться в новый созыв по Юго-Западному округу Петербурга — он уже победил на праймериз, — написал жалобу в Центризбирком по поводу агитации депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. По мнению Сергея Вострецова, реклама Партии роста, размещенная на билбордах в Петербурге, незаконна. Жалоба также направлена в УФАС по Петербургу, Горизбирком и городскую прокуратуру.
Политическая реклама, пишет
Сергей Вострецов, "разрешена исключительно в период агитации", а поскольку на момент подготовки обращения указ о назначении выборов в Госдуму еще не был подписан президентом (он подписан утром 17 июня), то, считает единоросс, одновременно возглавляющий Трудовую партию, "вся без исключения политическая реклама Партии роста в Санкт-Петербурге является незаконной".
Он обращает внимание
Эллы Памфиловой на то, что в Чувашии и Свердловской области региональные УФАС уже признавали незаконным размещение политической рекламы в период до назначения выборов. Кроме того, Сергея Вострецова интересует, из каких средств Оксана Дмитриева оплачивала билборды, если ни официально задекларированные доходы депутатов, имеющих отношение к Партии роста, ни доходы партийного отделения не позволяют таких расходов: по сведениям автора жалобы, в Петербурге размещено около 300 рекламных щитов Партии роста, что в месяц обходится примерно в 20 млн рублей.
Оксана Дмитриева не смогла уточнить, сколько именно плакатов размещено в Петербурге и сколько это стоит. "Бюджетные средства не задействованы, законодательство соблюдено", — сказала она. По существу же вопроса парламентарий сообщила: выборное законодательство вступает в силу для кандидата с момента его выдвижения, тогда и начинаются ограничения. ФАС, по словам Оксаны Дмитриевой, уже запрашивала информацию у рекламных операторов по этому поводу, все разъяснения были даны и никаких претензий не последовало.
Рекламные операторы также будут уведомлены о дате партийной конференции, с тем чтобы к моменту выдвижения кандидатов плакаты сняли, рассказала она. После этого момента реклама должна быть оплачена из избирательного фонда и на плакатах должна быть соответствующая плашка.
Не только Партия роста уже размещает билборды в городе. Вовсю рекламирует себя и КПРФ, и с недавних пор "Родина", а ЛДПР вообще делает это на постоянной основе. "До момента объявления выборов это обычная реклама на коммерческой основе, такая же, как реклама, например, пылесосов, — говорит член бюро горкома КПРФ Алексей Третьяков. — Вот потом начинаются ограничения: персональная реклама должна быть оплачена из избирательного фонда кандидата, партийная — из фонда партии".
Впрочем, Алексей Третьяков отмечает, что в законе довольно много "серых зон", которые могут быть при желании истолкованы в разные стороны. "Допустим, с новыми контрактами после официального назначения выборов все понятно, плакаты должны оплачиваться из фонда. А если я 2 недели назад заключил договор на размещение на месяц? То же самое с газетами: считается дата печати в типографии или начала распространения? — рассуждает он. — На совещаниях часто выясняется, что чиновники сами не могут дать ответы на такие вопросы. Даже на вебинаре с Центризбиркомом с участием Эллы Памфиловой выяснилось, что масса таких вещей не доработана".
Вообще, разбирательство на эту тему уже было в 2007 году. Тогда ФАС и Центризбирком пришли к выводу, что политическая реклама имеет право на существование только в период предвыборной кампании, и сотрудники ГУП "Городской центр размещения рекламы" стали заклеивать белыми листами постеры с изображениями политиков. Однако уже через пару недель ФАС и ЦИК приняли решение об отнесении политической рекламы без агитации за ту или иную партию к разряду социальной. До конца это проблему, впрочем, так и не решило.
В Свердловской области и Чувашии УФАС действительно принимали решения о признании политической рекламы до периода агитации незаконной. Это было еще в феврале и апреле соответственно. Причем опирались антимонопольщики на постановление ЦИКа еще от 1995 года. Абсолютно все политики заявили тогда, что сегодняшнему законодательству размещение рекламы соответствует. Судя по тому, что реклама партий и кандидатов никуда не исчезла, на практике запрет УФАС никак не воплотился.
Интересно, что на Урале пострадали в первую очередь кандидаты от "Единой России". Надо сказать, что члены партии власти, от которой собрался баллотироваться Сергей Вострецов, тоже нередко позволяют себе сомнительную рекламу — в том числе, конечно, в доагитационный период. Перед недавними партийными праймериз плакаты вешали некоторые претенденты, например депутат Госдумы Елена Николаева. А неделю назад соратник Оксаны Дмитриевой по партии, депутат ЗС Максим Резник, отправлял в Смольный запрос по поводу баннеров будущего кандидата от ЕР Михаила Романова: выяснилось, что развешанные по всему городу перед праймериз портреты формально считались социальной рекламой и размещались за счет бюджета.
Правда, технически портреты Михаила Романова не сопровождались партийной символикой. Перед выборами-2011 единороссы поступили похожим образом: незадолго до голосования развесили по городу плакаты со слоганом "Выбери Петербург", оформленные в стилистике своей избирательной кампании, но без названия и логотипа партии. Это дало им возможность заявить, что это "не агитация, а презентация слогана", и не оплачивать плакаты из избирательного фонда. В том же году случился и другой громкий рекламный скандал: единороссы разместили плакаты со своей символикой и портретами знаменитых петербуржцев — Пушкина, Бродского, Шостаковича и т. д. Получалось, что они как бы поздравляли город с днем рождения от имени партии. Родственники знаменитостей были возмущены, избиратели тоже, и плакаты в итоге пришлось снять.
Оплачивать плакаты до начала периода агитации вовсе не обязательно из избирательного фонда, это, по идее, может сделать кто угодно со стороны. Сами единороссы черпают ресурсы не только из партийного источника, у них есть и Фонд поддержки, и другие фонды. Но как раз накануне Центризбирком обсуждал этот вопрос. "До начала избирательной кампании какие-либо плакаты, которые сейчас размещены, под понятие агитации не попадают. Размещаться такие плакаты могут на условиях социальной рекламы", — сказала Элла Памфилова и добавила, что если билборд не относится к социальной рекламе, то "это некорректно, мы будем реагировать". Член ЦИК Александр Кинев заметил, что жалобы на эту тему поступают регулярно, но правовое регулирование этого вопроса "слабое" и "совершенно разная практика, в том числе поддерживаемая судами, складывается сейчас на эту тему". Он, правда, пообещал лишь после выборов разработать какие-то новые рекомендации, призванные урегулировать вопрос с такой "квазисоциальной рекламой" в период между избирательными кампаниями.
Впрочем, Сергей Вострецов направил свою жалобу в тот день, когда выборы были назначены, а не раньше, это указывает на то, что всерьез и он не рассчитывает на успех, ведь плакаты в ближайшие дни заменят на агитационные, и решения в любом случае будут запоздалыми. Однако для затравки предвыборных баталий такой заход вполне годится.