Сооснователь онлайн–сервиса бытовых услуг YouDo.com Денис Кутергин о том, как агрегаторы помогают монетизировать свое свободное время.
Всего несколько лет назад для заказа такси нужно было звонить в диспетчерскую, и поймать машину "с бордюра" было куда проще. Сегодня же множество сервисов за пару минут позволяют заказать автомобиль, а стоимость поездки по центру города соразмерна цене чашки кофе в ресторане. В Интернет активно проникают и другие офлайн–услуги. Если недвижимость, авто и даже образование уже давно представлены в Интернете, то бытовые услуги — один из последних рынков, подключившихся к Интернету. Его объем составляет сотни миллиардов долларов, а большинство коммуникаций и процессов пока вне Сети.
Этим и объясняется борьба на интернет–рынке услуг, развернувшаяся между гигантами Amazon и Google, а также огромное количество стартапов, которые привлекают миллиарды в надежде стать новым Uber. Эта модель потребления услуг получила название on–demand economy — экономика по запросу. Самозанятые граждане, предоставляющие услуги через сервисы–агрегаторы, играют ключевую роль в развитии этой модели. Так, более 34% работоспособных американцев подрабатывают на фрилансе (по оценке The 1099 Economy Workforce Report). А в ближайшие 5 лет их количество должно увеличиться еще на треть.
На такой интерес к "свободной" работе влияет множество факторов: и кризисные явления в мировой экономике, за которыми последовали волны сокращений, и уникальность работников 18–25 лет, которые при выборе работы обращают внимание не на размер зарплаты, а на гибкость графика. Почти 90% из этой возрастной категории привыкли работать менее 25 часов в неделю.
Перед запуском YouDo.com в начале 2012 года мы изучали российский и западный опыт. Искать частных исполнителей в Рунете можно было только в неудобных каталогах и на досках объявлений, где не было проверок работников, системы отзывов, профилей с примерами работ и так далее. Несколько онлайн–агрегаторов работали в отдельных категориях услуг, а найти исполнителя для решения бытовых задач "в одном окне" было невозможно. На Западе уже существовали подобные сервисы (Thumbtack.com, TaskRabbit.com). Мы рассудили, что эта тенденция придет и сюда. И оказались правы: даже крупные компании обратили внимание на рынок. Например, Avito после ребрендинга вынес раздел "Услуги" в отдельную вертикаль, которая теперь в общей выручке сервиса уступает только "Недвижимости" и "Авто", а с ноября 2015 года сервис запустил обширную рекламную поддержку бытовых услуг.
Читайте также:
Авторская колонка
Есть ли у стартапа право на ошибку
Имея низкомаржинальную бизнес–модель, агрегаторы могут показать результат только на больших объемах заказов. И сейчас такие сервисы выигрывают у агентств в борьбе за клиента. В российских реалиях многие заказчики принципиально сотрудничают только с частниками, с которыми проще договориться. Пользователей, которые решили попробовать себя в бытовом фрилансе, на YouDo.com стало втрое больше. Люди стремятся монетизировать свободное время.
По нашим прогнозам, в ближайшие годы предложение на рынке будет значительно превышать спрос. Это сдержит рост цен на услуги и повысит их качество — и кризис поможет развитию рынка бытовых услуг.