Сделка Microsoft — LinkedIn вошла в пятерку крупнейших в истории рынка IT

Автор фото: globallookpress.com

Microsoft потратила треть своих активов на покупку LinkedIn. "ДП" вспоминает, сколько стоили и к чему привели крупнейшие сделки в истории корпорации из Редмонта и мирового рынка IT.

Microsoft 13 июня официально объявила о покупке социальной сети профессиональных контактов LinkedIn, сообщалось в релизе корпорации. Согласно условиям сделки, Microsoft заплатит наличными за каждую акцию LinkedIn $196. Таким образом, общая сумма покупки составит около $26,2 млрд. Соглашение планируют закрыть до конца года, а полное слияние компаний произойдет к 2018 году. LinkedIn при этом сохранит за собой сам бренд и останется независимой структурой.
Сделка станет крупнейшей в истории Microsoft и войдет в пятерку крупнейших поглощений на рынке технологичных компаний. Корпорация из Редмонта еще в 2008 году могла получить Yahoo! за $45 млрд, а в 2015 — разработчика SalesForce за $50 млрд, но в итоге сделала ставку на поглощение LinkedIn. Печальный пример "сделки века" — слияния AOL и Time Warner — показал, что не всегда масштабные слияния гигантов ведут к успешному продвижению продуктов на рынке.
Соцсеть за $26,2 млрд
На покупку LinkedIn корпорация, по данным The Wall Street Journal, потратит около 37% своих наличных средств (более $100 млрд). При этом Microsoft для совершения сделки возьмет ссуду, что позволит снизить уровень выплачиваемых ею налогов. В случае прямой покупки за $26,2 млрд пришлось бы выплатить налог в размере 35%. Ежегодные расходы на внедрение LinkedIn в структуру Microsoft составят $150 млн. После новости о сделке Moody's поместило рейтинг Microsoft на уровне "Aaa" в список на пересмотр на понижение из-за риска, связанного с покупкой соцсети.
За приобретение LinkedIn корпорация Microsoft заплатит наличными средствами при стоимости в $196 за акцию, что на 49,5% больше стоимости акций LinkedIn на момент закрытия торгов 10 июня. За несколько дней до сделки стоимость акций соцсети составляла всего $130 за бумагу, а общая капитализация была ниже $20 млрд, в начале 2016 года капитализация LinkedIn упала с $25 млрд до $14 млрд на негативной финансовой отчетности. Таким образом, руководству соцсети удалось заключить сделку по максимально выгодной цене.
LinkedIn входит в десятку самых популярных социальных сетей в мире по числу пользователей (433 млн). Microsoft получит не только соцсеть и ее разработки, но и отдельные проекты компании. За время существования соцсеть поглотила 17 стартапов, самым крупным из которых стал образовательный сервис Lynda.com за $1,5 млрд. LinkedIn зарабатывает за счет продуктов для рекрутеров и на размещении медийной рекламы. По итогам 2015 года выручка соцсети составила $2,99 млрд, чистая прибыль — порядка $400 млн.
В самой Microsoft прямо ответили на вопрос о причинах столь масштабных инвестиций. "Мы объединим главную профессиональную соцсеть с самым популярным облачным рабочим пакетом", — отмечалось в презентации. LinkedIn станет универсальной "подложкой" для приложений Outlook, Skype, Office 365 и самой Windows. Профиль пользователя из LinkedIn будет являться центром всех приложений и сервисов Microsoft.
Социальная сеть поможет Microsoft догнать Facebook с WhatsApp и Google с YouTube, составить конкуренцию сервису Salesforce и расширить портфолио основных продуктов Microsoft за счет торговых, маркетинговых и рекрутинговых инструментов. По данным Microsoft, с покупкой соцсети объем потенциального рынка услуг корпорации в сегменте бизнес-процессов и инструментов производительности увеличивается с $200 млрд до $315 млрд.
$26,1 млрд на пять продуктов
На покупку LinkedIn корпорация из Редмонта потратит $26,2 млрд — примерно в такую сумму оцениваются пять крупнейших инвестиций Microsoft за последние 15 лет. До приобретения соцсети крупнейшей сделкой была покупка в 2011 году крупнейшего на тот момент сервиса интернет-телефонии Skype, однако он не сумел составить конкуренцию набирающим популярность мессенджерам и к концу 2015 года насчитывал чуть более 300 млн активных пользователей против 900 млн у WhatsApp.
В 2013 году Microsoft купила за $7,6 млрд мобильный бизнес Nokia, которая долгое время удерживала лидирующие позиции на рынке смартфонов, но этот шаг не смог сделать популярной мобильную ОС Windows Phone. В 2016 году на фоне обвала продаж Lumia начинаются сокращения персонала Nokia, а в мае Microsoft объявляет о продаже бизнеса по производству кнопочных телефонов. В 2007 году корпорация потратила $6,3 млрд на рекламный бизнес Aquantive, но через 5 лет потраченные на покупку деньги были списаны в чистый убыток.
2 года назад Microsoft купила за $2,5 млрд шведского производителя видеоигр Mojang вместе с правами на культовую игру Minecraft. В корпорации сделали ставку на развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, а также популяризацию Xbox и ОС Windows в качестве игровой платформы. Последним крупным вложением стала удачная покупка за $1,5 млрд в 2000 году компании-разработчика ПО для создания диаграмм Visio. Сейчас Microsoft Visio является неотъемлемой частью Office.
В первой пятерке
Сделка Microsoft — LinkedIn стала четвертой по величине в условном топ-10 самых масштабных слияний на рынке IT. "Сделкой века" в истории индустрии можно назвать слияние медиаимперии Time Warner и крупнейшей в мире интернет-компании AOL. Соглашение, которое было заключено в далеком 1999 году, оценивалось в $350 млрд. Через 10 лет после слияния компании разделятся. В мае 2016 года стало известно, что AOL за $4,4 млрд купит холдинг Verizon, а Time Warner может войти в структуры Apple.
В октябре 2015 года состоялась самая большая покупка уже в XXI веке. Компания Dell приобрела ведущего производителя систем хранения данных EMC за $67 млрд. При этом Dell фактически выкупила компанию, которая в 2 раза дороже нее самой. Для этого производитель ПК привлек порядка $40 млрд в виде банковских кредитов. Сделка и реструктуризация бизнеса будет закрыта до конца 2016 года, однако уже сейчас компании столкнулись с кадровыми проблемами и теряют клиентов на фоне активности конкурентов.
Тройку лидеров замыкает сделка, в результате которой, на рынке производителей чипов появился новый бренд — Broadcom. В мае 2015 года сингапурская компания по разработке полупроводниковой продукции Avago Technologies объявила о покупке американского производителя чипов Broadcom Corporation. Сумма сделки составила $37 млрд.
На пятом месте — самая масштабная сделка в истории Facebook. В октябре 2014 года Марк Цукерберг приобрел главного конкурента Facebook Messenger — WhatsApp. Общая стоимость сделки оценивалась тогда в $19 млрд, однако из-за роста стоимости акций Facebook к октябрю 2014 года сумма увеличилась до $22 млрд. Самый популярный мессенджер в мире, число пользователей которого в 2016 году перевалило за 1 млрд, не приносит прямой прибыли, но Facebook не оставляет планов по его монетизации.
Кроме того, в десятке крупнейших сделок оказалась покупка VeriSign компании Network Solutions. В 2002 году разработчик программного защитного обеспечения купил регистратора доменных имен за $21 млрд. В этом же году Hewlett-Packard за $18,6 млрд приобрел производителя ноутбуков Compaq, после слияния штат сократили на 20%. Через 6 лет HP поглотила EDS, крупнейшую международную компанию по предоставлению услуг и поставок оборудования для корпоративного сектора. Сумма сделки составила $13,9 млрд. Позже в компании также начались массовые сокращения персонала.
Замыкают условную десятку самых крупных сделок Symantec и Google. В 2005 году Symantec, занимающаяся разработкой систем безопасности и защиты информации, за $13,5 млрд купила сервис Veritas, создающий программное обеспечение для управления хранением информации. В 2011 году Google объявил о покупке за $12,5 млрд Motorola Mobility. Корпорация получила больше 20 тыс. патентов, в последующие 2 года Google продал подразделения Motorola за $5,2 млрд, но сохранил патенты.