Почему православным церквям стоит поучиться соборности у футболистов

Автор фото: PhotoXpress

На этой неделе человечество по–разному готовилось к двум большим событиям — чемпионату Европы по футболу и Всеправославному собору. Церковникам, как оказалось, стоило бы поучиться у футболистов.

С Великим православным собором — первым за тысячу лет — не заладилось в последний момент. Уже совсем было все готово, как Болгарская церковь вдруг заупрямилась и заявила, что не поедет на собор, раз все отказываются официально провозглашать неправославных еретиками. Вслед за болгарами отказалась от поездки Антиохийская церковь, не поделившая с Иерусалимской Катар. И афонские старцы высказали свое недовольство.
Видя такое дело, решила не участвовать и Сербская православная церковь. А без сербов и болгар проводить Всеправославный собор как–то совсем глупо. Что, собственно, признали и в РПЦ — мол, тогда это будет в лучшем случае совещание.
Дело в том, что все документы собора должны были приниматься консенсусом и без изменений. Что не устраивало некоторые церкви, которые непременно хотели обсудить изменения. Константинопольский патриархат, выступавший главным организатором, в свою очередь, не интересовало то, что кого–то что–то не устраивает. О чем были эти документы, говорить уже, наверное, и смысла нет. Теперь важно выяснить, не диктатор ли Константинопольский патриарх.
Собор готовили более полувека, и несколько странно, что проблемы вдруг вылезли в самый последний момент. Вроде время было подготовиться, а получается, что никакой соборности не выходит. Разбился идеал о практику. С другой стороны, выходит демократия — в противоположность Западу с его абсолютной вертикалью. Хотя вроде бы мы привыкли к тому, что обычно все наоборот.
Соборности церкви могли бы поучиться у УЕФА. Между футболом и религией общего больше, чем может показаться, даже не считая того, что футбол для многих и есть религия, в Аргентине вообще есть "церковь Марадоны". И то и другое считают инструментом мира и объединения людей (как на практике получается — другой вопрос). Патриархов обвиняли в стяжательстве, интригах и диктате — и боссов ФИФА и УЕФА тоже обвиняли.
Но на чемпионат Европы как–то все съезжаются. Босния не отказывается играть со Швецией, требуя вернуть на историческую родину Златана Ибрагимовича, Германия не настаивает на том, чтобы считать провалившихся голландцев кем угодно, но не футболистами, а англичане не говорят, что никуда не поедут, пока не отменят серии пенальти в плей–офф.
В футболе взбрыкнувшую сборную просто отцепляют, заменяя следующей командой. С церквями так не получится. В общем, пока иерархи выясняют отношения, остается сосредоточиться на поддержке сборной России на Евро.