Путешествие бизнеса из Петербурга в Москву

 

Путешествие на поезде напоминает историю развития компании: нужно купить билет, то есть иметь какой–то базовый капитал, выбрать пункт назначения — составить план, а дальше уже открывать новые горизонты в прямом и переносном смысле. Наиболее амбициозные представители петербургского бизнеса стремятся в Москву так же неуклонно, как уже 85 лет подряд флагманский состав Октябрьской железной дороги — поезд "Красная стрела" — ежедневно совершает путешествие из Петербурга в Москву.

Почувствовать себя дома

Когда–то путешествие на "Красной стреле" занимало почти 10 часов. Сегодня с учетом современной техники и отмены промежуточных остановок время в пути сократилось до 8 часов. Но и этого вполне достаточно, чтобы вагон поезда стал вашим домом, а купе — квартирой. Порой она может стать даже почти коммунальной — если путешествуешь в четырехместном купе, то обязательно встретишь новых соседей. А вот купе вагона класса люкс продается только целиком, поэтому случайные попутчики здесь исключены.
Большинство петербуржцев, приезжающих на "Красной стреле" в Москву, остаются там ненадолго — по работе или встретиться с друзьями, но некоторые задерживаются на продолжительное время, создают там дом. А некоторые петербуржцы идут еще дальше и создают дома для других. И хотя, как правило, петербургские компании предпочитают застраивать родные просторы, максимум выходя за КАД в пригороды Петербурга, некоторым хватает смелости и куража — как настоящим путешественникам — выйти на столичный рынок. Справедливости ради на счету у них уже сотни тысяч квадратных метров — и их количество растет так же, как и растет общий путь, проделанный "Красной стрелой" за годы курсирования между Петербургом и Москвой.
С точки зрения "проживания" пассажиров, пусть и непродолжительного, большой интерес представляет сам состав "Красной стрелы". В 1931 году он стал первым в России фирменным поездом, возродившим дореволюционную традицию поездов первого класса. Его вагоны значительно отличались от тех составов, что курсировали по железным дорогам страны в то время. Например, первый в истории советских железных дорог вагон СВ был создан именно в "Красной стреле". Для этого в четырехместных купе сняли верхние полки, заменив их зеркалами и светильниками.
Кстати, красной "Красная стрела" стала только после войны, в начале 1950–х годов, тогда же вместо старых деревянных вагонов в состав поезда включили цельнометаллические. С 1976 года зарубежные технологии пришли на советскую железную дорогу — в поезде стали использовать вагоны, построенные в ГДР, марки "Аммендорф". Таким образом, класс временного "жилья" для путешественников всегда оставался на самом высоком уровне.
С 1998 года в поезд входят вагоны, специально спроектированные для "Красной стрелы" на Тверском вагоностроительном заводе, последний раз состав обновлялся в 2006 году. Даже купейные вагоны поезда стоит отнести к "жилью" комфорткласса — здесь восемь купе вместо стандартных девяти, за счет чего и сами купе, и окна в вагоне заметно шире, чем в вагонах стандартных серий. Современные вагоны класса люкс в масштабах поезда вполне можно сравнить с элитным жильем — нижний диван трансформируется в кровать шириной 120 см, есть кресло, откидной столик, а также индивидуальный санузел с умывальником, душевой кабиной, вакуумным туалетом и теплым полом.
И хотя поезду уже 85 лет, состав его неоднократно обновлялся и по–прежнему является образцом для всех фирменных поездов России.

Жизнь со вкусом

Вагон–ресторан такая же неотъемлемая часть "Красной стрелы", как желание вкусно и красиво поесть в целом свойственно людям. С самого запуска поезда в нем работали буфеты, где можно было в том числе заказать ужин с доставкой в купе. Эта услуга предоставляется и по сей день.
Московские гурманы на пути к петербургским рестораторам могут отведать их фирменные блюда в вагоне–ресторане "Красной стрелы", который с 1996 года признан вагоном–рестораном европейского класса и даже имеет свое фирменное меню. Путешественники, например, отмечают знаменитые куриные грудки с апельсинами.
И если посетители не идут в ресторан, то ресторан придет к ним — так наверняка подумали те представители ресторанного бизнеса, которые решили открывать свои заведения в главной столице — после Северной. И хотя ресторанный рынок Москвы гораздо более насыщен, некоторые петербургские сети развернулись довольно широко.
Для тех же путешественников, которые не хотят далеко отходить от своего купе, в вагоне VIP–класса есть собственный бар, где можно заказать чай, кофе и закуски. Завтрак здесь включен в стоимость проезда. Кстати, по некоторым подсчетам, всего за один рейс "Красной стрелы" пассажиры выпивают 500 чашек чая и 400 чашек кофе.

Всегда на связи

"Красная стрела" всегда была передовой не только в плане комфорта, но и по техническому оснащению. Например, для удобства пассажиров в одном из вагонов поезда был оборудован мобильный телефонный переговорный пункт. Оттуда во время остановок на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем. Также линия Москва — Ленинград первой была оснащена радиосвязью, и пассажиры "Красной стрелы" могли отправить радиограмму в любую точку мира.
Сейчас, в эпоху мобильной связи, это кажется немного забавным, но тогда далеко не в каждой квартире был собственный телефон. К слову, мобильная связь, как и "Красная стрела", начинала свой путь по России в Петербурге. Именно здесь в 1991 году появился первый сотовый оператор в СССР. Первые сигналы мобильной связи передавались с радиовышки, построенной на улице Комиссара Смирнова еще в 1977–1978 годах. Первый символический звонок совершил мэр Петербурга Анатолий Собчак по телефону, который, между прочим, весил 3 кг. Сегодня мобильная связь доступна практически на всем пути следования "Красной стрелы" от Петербурга до Москвы. Но в населенных пунктах, как правило, связь становится лучше, что заставляет вспомнить о тех временах, когда позвонить можно было только на станции, да и то — из специального вагона.

Все в комплексе

"Красная стрела" — как поезд высокого класса — всегда была призвана обеспечить пассажирам полный комплекс услуг в пути. В 1930–е годы уровень сервиса в этом составе был для тех времен просто невероятным. Так, пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры.
Когда 22 июня 1941 года "Красная стрела" пришла в Ленинград последний раз перед войной, железнодорожники не только надежно укрыли составы, но и бережно спрятали все, что было в вагонах: белье, одеяла, ковры, хрустальные графины — с расчетом на то, что они пригодятся после войны.
И, как это ни удивительно, все хозяйство сберегли, и оно действительно пригодилось.
Покупателям, как и пассажирам поезда, нравится, когда все можно приобрести в одном месте. Активное развитие сетей розничной торговли — в формате гипер– и супермаркетов — наглядное тому подтверждение.
Причем некоторые из них, начиная развиваться в Петербурге, потом выходили и на московский рынок, как правило попутно осваивая регионы.
Следуя духу современности, с января 2016 года в "Красной стреле" отрабатывается механизм оплаты по банковским картам — для оплаты покупок товаров в поезде по безналичному расчету достаточно обратиться к проводнику вагона.

История успеха

Как легко заметить, компании из самых разных отраслей успешно строят свой бизнес в Москве и Петербурге, становясь связующим звеном между двумя столицами. Но при этом они никогда не забывают свои петербургские корни — и точно так же каждую ночь устремляется "Красная стрела" из Москвы в Петербург. И эту связь не разорвать.