В Швейцарии проходит самый масштабный социально–экономический эксперимент со времен Маркса

Автор фото: globallookpress

В Швейцарии подводят итоги референдума о минимальном доходе. То есть государство может начать давать швейцарцам сумму, позволяющую им снимать жилье, питаться и немного оставлять на развлечения. Редактор "ДП" Михаил Шевчук объясняет, при чем здесь мы.

В Швейцарии сегодня подведут итоги референдума о гарантированном минимальном доходе. Он проходил накануне — вопрос был в том, хотят швейцарцы получать ежегодно 30 тыс. франков от государства или нет. Это может показаться странным, но соцопросы показывали на этот счет разброс мнений.
Вне зависимости от результата идея минимального гарантированного дохода — одна из самых интересных экономических идей последних лет, которую живо обсуждают во всех развитых странах. В Финляндии, Канаде, Голландии уже запускают пилотные ограниченные эксперименты. Швейцария стала первой страной, где дело дошло до попытки реального воплощения идеи в жизнь в масштабах государства.
Смысл в том, чтобы каждый гражданин получал на счет ежемесячно фиксированную сумму, неважно, работает он при этом или нет. Принципиально то, что на эту сумму можно небогато, но прожить. Таким образом, фактически у человека появляется выбор — работать или не работать.
Безусловно, споры ведутся жаркие. Адепты минимального дохода считают, что в современном обществе важнее возможность свободного существования. Отсутствие дамоклова меча ежедневного выживания, считают они, высвободит энергию людей для развития и творчества, сделает их более независимыми. Скептики видят опасность в росте налогов и серьезном сокращении социальных госпрограмм. Все это, впрочем, пока теория и моделирование.
Это, наверное, самый масштабный социально–экономический эксперимент со времен Маркса. Как считают многие экономисты, люди стоят на пороге возникновения новой общественно–трудовой формации. Ведь минимальный доход в обмен на сокращение льгот превращает понятие "труд в обмен на вознаграждение" — базовый принцип взаимоотношений граждан с государством и между собой на протяжении всей истории — из обязательного в добровольное, и объем вызванных этим перемен сложно представить.
Это и есть инвестиции в человека, про которые любят повторять правители. Главное, чтобы они не прошляпили поворот к будущему.