Как смотрят на врагов в России и США

Россияне записали в главные враждебные страны США, Украину, Турцию и Польшу — результат не должен удивлять. В США тем временем Россия уступила Северной Корее звание врага номер один. Американцев интересует только военная угроза, россияне верят в силу слова.

Социологи регулярно замеряют отношение россиян к разным странам мира. Результаты время от времени меняются — в зависимости от текущего состояния дел. В очередной раз россияне назвали своими врагами США, Украину, Турцию и Польшу. Далее следуют страны Балтии, Германия с Великобританией и Грузия.
Друзьями по-прежнему считаются Белоруссия, Казахстан и Китай с Индией. Правда, Китай стали называть гораздо реже по сравнению с прошлым годом — с 34% против 43%. Видимо, россияне устали ждать профита от поворота на Восток.
Тут есть одна деталь. Это заголовки в СМИ говорят о том, что россияне назвали своих врагов. Такая формулировка предполагает, что опрошенные сами выбрали, кого они считают своими врагами. Что, конечно, дает основания поговорить о плодах государственной пропаганды. Но на самом деле вопрос звучал немного не так. Респондентов спрашивали, какие страны они бы назвали наиболее недружественно или враждебно настроенными по отношению к России. А ведь назвать ту же Украину настроенной к России дружественно сегодня не может, наверное, даже самый закоренелый оптимист. Рассуждений о причинах явлений формат опроса не предполагает. Он предполагает только фиксацию наблюдений. Хотя при другой формулировке результат вряд ли бы сильно отличался.
В социологии важна постановка вопроса. Допустим, Gallup регулярно спрашивает американцев прямо: "Какую страну вы сейчас считаете главным врагом США?". В последние 2 года в четверку лидеров входят Россия, Северная Корея, Иран и Китай. Причем в последнем, февральском опросе Северная Корея обошла Россию с результатом 16% против 15%. К Китаю и Ирану отношение все время скачет (сейчас — 12% и 14%), а Россию стали называть врагом вообще только после украинских событий. В 2012 году в ней видели главного врага только 2% американцев. Что, вероятно, тоже может стать поводом поговорить о влиянии американской пропаганды. А вот отношение к Ирану явно улучшилось, потому что 3-4 года назад он возглавлял список, хотя ядерную программу Тегерана по-прежнему считают опасной три четверти опрошенных.
Никаких других стран, кстати, можно сказать, и нет. Ближайшие преследователи вроде Ирака, Афганистана или "стран, где действует ИГ", набирают 5% и менее. Любопытно, что регулярно находится пара процентов недобитых конфедератов, считающих, что главным врагом США являются сами США.
Тем не менее, 44% собеседников Gallup к Китаю, наоборот, относятся благоприятно, а 30% — к России. В опросе "Левада-центра" "хорошо" к США относится 19%. Про Иран и Северную Корею в России вообще мало кто вспоминает. Зато к Украине 26% продолжает относиться хорошо или даже очень хорошо.
Американцы готовы видеть врага в странах, обладающих мощной армией, ядерным оружием и потенциально способными запустить ракеты. Других факторов угрозы нет, хотя антиамериканских настроений и в Европе хватает, и в мире вообще. Лидеры Венесуэлы могут посылать сколько угодно проклятий в адрес США — в качестве врага их все равно никто не рассматривает.
В списке недружественных государств для России кроме США находятся в основном страны, при всем уважении, прямой военной угрозы не представляющие. Оружие политиков этих стран — в основном громкие заявления и, реже, культурно-экономические шпильки по мере сил. Тем не менее, заявлений более чем хватает для репутации враждебной страны. Лет десять назад Латвия, Литва, Эстония и Грузия вообще безоговорочно лидировали в списке врагов.
Что, по-видимому, должно говорить о циничном прагматизме американцев и чувствительной восприимчивости россиян, воспитанных на традициях великой литературы и потому считающих слово главным оружием.