Руководитель ОО "Центр общественного контроля" Анна Филоненко — о том, как Минэкономразвития облегчит жизнь предпринимателям.
Сейчас наряду с федеральным законом № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" вопросы контроля и надзора регулируют многочисленные нормативно-правовые акты — порядка 150 федеральных законов и более 200 подзаконных актов. Это вносит неразбериху и усложняет деятельность как бизнеса, так и самих контролирующих органов. Министерство экономического развития разработало новый законопроект, и в случае грамотной доработки его плюсом может стать введение риск-ориентированной модели проверок. Таким образом, предпринимателю будут больше доверять априори, что повысит встречную лояльность предпринимателей. Правильная реализация риск-ориентированного подхода призвана уменьшить административную нагрузку на бизнес, перераспределить материальные, кадровые и временные ресурсы на наиболее важные объекты надзора, а также создать предупреждающий и общественно значимый характер проводимых проверок. Важно при этом ввести единые стандарты и принципы межведомственного взаимодействия. Вместе с тем нельзя допустить новых административных барьеров.
Несомненно, при работе над законопроектом следует учесть и некоторые спорные моменты. В тексте все еще остаются оценочные понятия, такие как, например, "степень вмешательства не должна быть чрезмерно обременительной". Что значит "чрезмерно обременительной"? Кто это определяет: чрезмерно вмешательство или не чрезмерно? Сохранение таких понятий, безусловно, несет в себе коррупционную составляющую. Также представляется крайне опасной оставленная в законопроекте возможность выемки документов и предметов, при отказе — принудительно, что расширяет полномочия контролирующих органов и сравнимо с обыском. При этом оперативно-разыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие исключены из сферы действия законопроекта. Также вызывает сомнение перечень видов государственного, регионального и муниципального контроля и надзора. Он содержит более 200 позиций. Как показывает опыт, со временем такой закрытый перечень порождает снижающие эффективность проверок факторы.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть и важность четкого разграничения понятий "контроль" и "надзор". Это позволило бы бизнесу больше понимать, чего от него хотят. Правительству рекомендовано внести законопроект в Государственную думу до 1 сентября, а ввести его в действие предлагается с нового года, поэтому сейчас необходима активность при проведении общественного обсуждения.