В истории с Дмитрием Каменщиком сошлись сразу несколько основных проблем российского бизнеса. Главная из которых — это отсутствие четких правил игры. Редактор "ДП" Сергей Гуркин разбирался, почему государство не стремится эти проблемы решать.
Вчера Мосгорсуд отказался отпустить владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика из–под домашнего ареста. Скандальная эпопея заходит на новый виток. Бизнесмен не признал своей вины — ему вменяется оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и приведших к совершению теракта, — но выразил готовность выплатить 150 млн рублей компенсации родственникам погибших. Об освобождении Каменщика попросили и сами истцы, и Генпрокуратура. Но следователи и суд неумолимы: будет сидеть.
В этой истории сошлись сразу несколько основных проблем российского бизнеса. Главная из которых — это отсутствие четких правил игры. Коллеги Каменщика уверены, что подлинной целью следственных действий является отъем у него аэропорта.
История с Евтушенковым и "Башнефтью" должна повториться. Следователи утверждают, что это не государство, а бизнесмен отвечает за безопасность в аэропорту. Они задерживают Каменщика через 5 лет после теракта. Они говорят на суде, что обвиняемый — владелец аэропорта и может быстро покинуть Россию, и поэтому отпускать его из–под домашнего ареста нельзя.
Мнение истцов (которым нужна компенсация, а не арест Каменщика), по всей видимости, суду не интересно, как и мнение Генпрокуратуры, которая требует освободить бизнесмена. Этот парадокс, вероятнее всего, объясняется борьбой башен силовиков.
С изумлением следя за развитием этой истории, петербургские бизнесмены в интервью "ДП" уже говорят: пусть государство введет официальные таксы на те или иные "нарушения". Другими словами, если у нас не работают законы, давайте сформулируем хотя бы понятия.
Но целью является, похоже, именно отсутствие и законов, и понятий, и вообще какой бы то ни было предсказуемости. Чем мутнее водица, тем увесистее незаконный улов рыбы. А последствия — ну что последствия? Пусть пишут про Каменщика, пусть выводят активы, пусть отказываются от уже принятых решений об инвестициях, пусть экономика продолжает падать. Зато аэропорт наш.