Полмиллиарда в опилки

Под Лугой за 500 млн рублей "УК ГринТимбер" построит пеллетный завод. Цена на древесное топливо падает, но инвестор рассчитывает, что осенью она начнет расти.

ВЛужском районе Ленобласти появится новый пеллетный завод, который строит ООО "УК ГринТимбер". Цены на пеллеты на европейском рынке падают, а крупнейший в России производитель Выборгская лесопромышленная корпорация (ВЛК) не смог выйти на полную мощность за 5 лет работы. Но это не останавливает инвесторов, рассчитывающих на экспорт и прогнозы экспертов, которые обещают рост стоимости этой продукции.

Еще один завод

Завод запланирован мощностью 40 тыс. т пеллет в год. Инвестиции в проект составят около 500 млн рублей. Старт строительства запланирован на 2016–й, ввод в эксплуатацию — на 2017 год. Как рассказал "ДП" Тигран Хачатурян, гендиректор ООО "УК ГринТимбер", в Лужском районе оказались самые привлекательные условия для реализации проекта, в том числе доступ к необходимому сырью, потребность в котором составит 120 тыс. м3 переработки низкотоварной древесины в год.
"Пеллеты — перспективный продукт, пользующийся стабильным спросом на европейском рынке и растущим спросом в России. Мы предполагаем широкое сотрудничество с внутренними потребителями, которые не обеспечены природным газом", — говорит он.
Глава администрации Лужского района Олег Малащенко подтвердил, что соглашение с компанией будет подписано в ближайшее время. "Для нас этот проект важен, он создаст более 100 рабочих мест", — отметил он.
ООО "УК ГринТимбер" Тигран Хачатурян владеет вместе с Жанной Герасимовой. На него и его партнеров зарегистрированы компании ("Гринтимбер Трейдинг" и др.), которые занимаются лесозаготовкой. Жанна Герасимова владеет ООО "Альфа" в Лужском районе с расчетной лесосекой около 300 тыс. м3 в год.
В ООО "УК ГринТимбер" сообщили, что ООО "Альфа" является стратегическим партнером по сырьевому обеспечению проекта, на основе долгосрочного договора на поставку дровяной древесины.

Конкурентный рынок

Пеллеты — это гранулы, вид биотоплива, который получают из древесных отходов. Спрос на них высок в Европе, где много частных домовладений и экологически чистое топливо пользуется популярностью.
Объем производства пеллет в Ленобласти составляет около 400 тыс. т, подсчитали эксперты, львиная доля идет на экспорт. Самые крупные производители — ВЛК, подконтрольная Александру Сабадашу, ООО "Северо–Западный холдинг", "ИКЕА–Индастри". Работает также десяток небольших производителей. Расширяться также планируют ООО "ФРП" (3,5 тыс. т пеллет в месяц), компания "Шалаш Северо–Запад" (500–700 т ежемесячно).
ВЛК является крупнейшим российским производителем. Завод был запущен в 2011 году с проектной мощностью 950 тыс. т пеллет в год, но так на нее и не вышел. Гендиректор Николай Рыжков от комментариев отказался. В начале года он сообщал о планах выйти на производство 35–40 тыс. т пеллет в месяц.Сейчас мощности ВЛК загружены на 15%, за первые 6 месяцев 2015 года корпорация произвела 69,6 тыс. т пеллет, говорят эксперты. Недозагрузка связана с недостатком сырья и снижением потребления пеллет в Европе из–за удешевления нефти и газа.
"Потребление внутри страны по–прежнему невысоко, но все же растет небольшими темпами, так как владельцы частных домов все чаще покупают котельные, работающие на пеллетах", — говорит Ольга Ракитова, исполнительный директор Национального биоэнергетического содружества.
В ООО "Балтийские технологии" (продажа биотоплива и пеллетных котлов) подтверждают, что котлы закупают как частные лица, так и владельцы предприятий, у которых нет возможности подключиться к газопроводу. "Это собственники загородных домов, дачных участков, а также тепличные хозяйства, автомастерские, складские комплексы и т. д.", — рассказывают в компании.

Стабильная прибыль

Гендиректор ООО "Свирьпромстрой" Александр Коконигичев считает, что производство пеллет будет рентабельным в любое время, кризисное и некризисное, если у инвестора уже есть лесопильное производство. Рентабельность выпуска пеллет не очень высока, но это в любом случае позволяет утилизировать отходы лесопильного производства, говорит он. По его мнению, создание цеха биотоплива не окупится, если сырье планируется закупать у других компаний.
Руководитель биотопливного портала Wood Pellets Антон Овсянко рассказывает, что осенью 2015–го — весной 2016 года цены на пеллеты снизились на 7–12%, до 95–100 евро за тонну на условиях ФОБ по сравнению с осенью–весной 2014–2015 годов. "Это снижение затруднило работу ряда производителей, но не является критичным. За тот же период цены на нефть продемонстрировали намного большую волатильность. А для российских производителей снижение вообще прошло почти незаметно — из–за падения курса рубля. На осень 2016–го прогнозируется прибавка в цене 8–10% по сравнению с текущим уровнем, до 105–110 евро за тонну", — говорит он.