Исполнительный редактор "ДП" Дмитрий Грозный — о том, как дешевое и доступное такси может избавить Петербург от пробок.
Один из участников "Биржи стартапов" — мобильный сервис по вызову такси: ребята собираются по крупицам построить большую сеть, принципиально избегая городов-миллионников, которые оккупировала трехголовая гигантская гидра "Яндекс"-Uber-Gett. Члены жюри обязаны быть злыми полицейскими, поэтому неудивительно, что проект вызвал скепсис. Насчет этого у меня есть всего лишь два соображения: если молодые предприниматели начинают строить свой бизнес с Махачкалы, то они, видимо, вообще мало чего боятся. Кроме того, допустим, аксиома "маленькие обречены в борьбе с большими" верна, но тогда почему "крохотный" Илон Маск делает сейчас то, что не под силу самым великим и могучим — NASA и Роскосмосу?
С другой стороны, вспоминаются погромы, запреты и прочие неприятности, которые периодически сыплются на головы или, вернее, крыши автомобилей таксистов, сотрудничающих с сайтами-агрегаторами. Объявить Uber главным врагом рода человеческого — достаточно привлекательная идея. И понятно, что она обязана нравиться традиционным участникам рынка, которые не хотят быть выкинутыми на свалку истории. А вот почему она так не по нутру представителям властей, которые, по идее, должны не только думать об интересах одной профессиональной группы, но и мыслить в категориях общественного блага? Посудите сами, сейчас любой большой город находится в ловушке. Люди покупают все больше машин, власти строят все больше дорог, на которых появляется все больше машин, и так до бесконечности. Миллионы тратятся на дотации и совершенствование системы общественного транспорта, а эти неуклюжие гробы все равно фырчат, стучат и в самый неудобный момент перегораживают дорогу. Из головы не выходит проект транспортного обхода центра Петербурга за 47 млрд рублей, который предполагалось окупать за счет платных парковок. В итоге всех этих нечеловеческих усилий город превращается в один большой паркинг. Но, согласитесь, даже в люксовом паркинге жить как-то не хочется!
Но всего этого не нужно. Вообще! Потому что десятки тысяч автовладельцев мечтают перевозить из точки А в точку Б своих сограждан, зарабатывая при этом трудовую копеечку. Идеальный инструмент для организации этого хаотичного процесса уже создан и у каждого лежит в кармане. Дешевое такси, доступное всегда и везде, — отличный аргумент, чтобы освободить голову от забот о личном авто. Город не задыхается в пробках, жители гуляют, а не лавируют среди машин. Утопия? Отнюдь! Если вновь проводить космические параллели — огромное число маленьких и дешевых частных спутников уже решают задачи, непосильные многотонным гигантам. Почему бы не повторить эксперимент на земле!