Есть ли у стартапа право на ошибку

Сооснователь онлайн–сервиса бытовых услуг YouDo.com Алексей Гидирим объясняет, есть ли у стартапа право на ошибку.

Любой стартап — не только идея, программный код, сотрудники, но и набор гипотез, которые нужно проверять быстро и эффективно, чтобы таким образом найти именно ту модель, которая позволит зарабатывать. В первую очередь необходимо сфокусироваться на проверке главных для бизнеса гипотез: например, о том, что этот товар или услуга необходимы рынку.
При этом важно точно формулировать задачи и назначение проекта. Например, мы сейчас говорим о тех стартапах, которые, оказывая услуги, стремятся зарабатывать, но это не всегда так. Основной задачей может быть охват аудитории и последующая перепродажа проекта. Хотя таких примеров немного: редко инвесторы готовы тратить деньги только для того, чтобы сохранить аудиторию.
Возвращаясь к тем, кто хочет заработать сам: конечно, не нужно играть в "американский проект" (то есть, получив инвестиции, сразу снимать большой офис, нанимать огромный штат сотрудников и обеспечивать им, к примеру, личного диетолога). Когда деньги есть, может возникнуть впечатление, что их можно тратить неконтролируемо. От этого нужно избавиться. На самом деле проблемы в освоении денежных средств быть не может: всегда найдется, куда потратить. Зато может быть проблема в том, чтобы их сохранить.
Проверка гипотез — это путь проб и ошибок, но их можно позволить себе ограниченное количество. Очень многим не хватает финансирования и времени, чтобы выйти на показатели, способные привлечь новый раунд или окупать бизнес самостоятельно. Выживают сильные, умные и удачливые.
Один из ярких примеров последнего времени — американский стартап Homejoy, сервис для заказа уборки на дом. Основанный в 2012 году и получивший $64 млн инвестиций по итогам пяти успешно проведенных раундов, летом 2015 года он был закрыт основателями.
Компания столкнулась с рядом проблем, справиться с которыми не смогла, а в самой бизнес–модели оказалось много слабых мест. Качество оказываемых услуг никак не контролировалось — руководство просто не понимало, как отличить хорошего исполнителя от плохого. Также Homejoy испытывал серьезные трудности с удержанием клиентов и приобретением новых, тратя при этом слишком много денег на решение этих проблем — не разобравшись при этом в причинах их возникновения. Количество повторных обращений к ним не превышало 15%, а привлечение новых путем запуска разнообразных маркетинговых кампаний ударило по бюджету, не принося желаемых результатов: купоны на уборку приобретали тысячи человек, однако практически никто не возвращался за услугой повторно. Ну и третье: Homejoy исключил из своей стратегии работу с негативом и получение обратной связи от клиентов.
Еще один американский стартап Secret, анонимный мессенджер, также может стать наглядным примером. Проект был запущен в 2014 году, привлек $35 млн инвестиций, прогремел на весь мир — и был закрыт весной прошлого года из–за того, что не смог оправдать ожиданий и соответствовать первоначальному видению компании.
В общем, право на ошибки есть — но их должно быть немного, и стоить они должны недорого.