Заплати и читай спокойно

Философ Александр Секацкий как–то заметил, что даже если книга исчезнет как потребность читающего, она останется как потребность пишущего. Рискну добавить — и потребность помнящего. Передо мной внушительный том формата coffee table book, отлично сверстанный, роскошно и вместе с тем интеллигентно иллюстрированный. На обложке книги "Фискал" выведено: "Александр Починок", но на самом деле безвременно скончавшийся 2 года назад чиновник ее не писал: книга сделана на основе материалов одноименной программы, выходившей на радио "Эхо Москвы". Передача, которую он вел, если кто не знает, рассказывала о том, "что такое налогообложение, откуда оно взялось, что такое налоги и почему их надо платить". Книга получилась не только и не столько про налоги — перед нами история мировой цивилизации от Древнего Египта до наших дней, поданная через призму финансовых отношений во всем их многообразии.
"На святые походы рыцари брали в долг у всех: в городах, церквях, у монахов, у ростовщиков–евреев. Разница в процентах между евреями и христианами была большая. Но если христианам рыцарю считалось необходимым возвращать долги, то по отношению к евреям его доблесть состояла в том, чтобы деньги не отдавать… И когда власти начали ограничивать евреям проценты по ссудам, это был праздник для рыцарей — они теперь могли брать деньги под меньший процент и все равно не отдавать".
"Чтобы не платить подворные подати, умные русские крестьяне… либо давали взятки, либо убегали в леса. Так как крестьянские избы тогда в основном строились из бревен, то при приближении переписчиков дома разбирались, а их обитатели прятались… Летом люди спокойно жили без изб, а когда переписчики уезжали, дома опять собирали".
"Его можно назвать честным и скромным чиновником, который себе практически ничего (выделено мною. — С. К.) не брал из государственной казны".
Советские партизаны во время Великой Отечественной войны, оказывается, получали зарплату. Вы спросите: где же они могли ее потратить? Не проблема: немцы на оккупированной территории сохранили советский рубль в качестве платежного средства.
Ну и так далее. И подобных фактов здесь россыпью на каждой странице — не книга, а мечта сценариста. Как говорится, Бог не фраер, а мастер сюжета.
Памятник Александру Петровичу Починку (1958–2014) в виде переплетенных цветных листов бумаги оказался в высшей степени достойным.
Что же касается книги как вербального послания городу и миру, то материал, изложенный в ней, вступает в некоторое противоречие со всей деятельностью А. П. Починка как министра по налогам и сборам, призывавшего, как мы помним, всех платить государству положенное. В предисловии Владимир Познер говорит о том, что книга "Фискал" — это про то, "почему платить налог совершенно правильно, важно и достойно". Между тем большая часть приведенных здесь историй — про то, что разнообразные финансовые нововведения, увеличивающие налоговую нагрузку или вроде бы даже, на первый взгляд, уменьшающие ее, объясняются, как правило, одной причиной: верховной власти вдруг перестает хватать денег на войну. Немножко пограбить собственное население, чтобы сподручнее было грабить чужое, — вот и вся так называемая налоговая политика.
А платить, конечно, будем, куда мы денемся.