Все под контролем

Создание комфортной среды для жизни в мегаполисах в будущем связано с технологиями "умных городов".

Большие города сегодня буквально опутаны проводами, но пока многочисленные информационные системы никак не связаны между собой. Специалисты отмечают, что сейчас самое время говорить об "умных городах" как о механизме управления средой обитания. На прошедшем недавно в Новосибирске форуме "Сибирская индустрия информационных технологий" этой теме был посвящен круглый стол.

На пустом месте

В идеале, конечно, создавать "умный город" (или smart city) с нуля, как построенный в Южной Корее город Сонгдо. Здесь в единую сеть объединены коммунальные, медицинские и корпоративные информационные системы. Главная особенность — общедоступная широкополосная связь, а все жители через "домашние" сети подключаются к общей инфраструктуре. Подобный проект, реализующийся в Татарстане, носит название Иннополис.

Контроль движения

А вот переделывать "старый" город в "умный" гораздо сложнее. "Мы пришли к новому пониманию — нужно сделать город более управляемым не только с помощью сетей и приборов, но прежде всего жителей", — говорит директор компании "Прогматик" Александр Грязнов.
В первую очередь внедрение концепции "умного города" предполагает всесторонний мониторинг городской обстановки. Так, по словам руководителя по развитию бизнеса в Сибири и на Дальнем Востоке EMC Игоря Моисеева, применение концепции Интернета вещей "позволит в реальном времени агрегировать данные городской обстановки (метеорология, уровень загрязнения, освещенности и др.), накапливать, обрабатывать и визуализировать информацию, чтобы в дальнейшем наглядно представлять ее конечным пользователям". На основе полученных данных можно оперативно и точно принимать решения, способствующие повышению качества жизни и комфорта в городской среде.
Пока технологии "умного города" внедряются в какой–то отдельной сфере жизнедеятельности города. Например, это может быть система контроля и оптимизации движения транспорта, которая позволяет предупреждать пробки. Как рассказывает представитель кластера Silicon Saxony (компания Maicom-Quarz) Райнхард Фабриц, в Дрездене внедрена система управления светофорами, интерфейс которой включает более 400 объектов и которая интегрирована с центральной системой управления трафика.

Остров в сетях

В Петербурге разработкой и производством комплексных систем безопасности, учитывающих техногенные угрозы, занялся завод "Авангард". Такие системы, например, предполагают установку в подвалах домов чувствительных датчиков, способных уловить газ, небольшое возгорание. Информация со всех датчиков должна стекаться в единый центр оперативного управления, где принимается решение, как реагировать на потенциальную опасность. Также система может контролировать состояние зданий, уровень грунтовых вод, нагрузку на электросети, подачу тепла и воды в жилые дома.
Подобную систему хотели протестировать в Кронштадте, ее стоимость оценивалась в 1,5 млрд рублей. Проект был поддержан властями города, но средств на реализацию пока не выделено.