До того как стать совладельцем компании Dandy, петербуржец Валерьян Руруа (25 лет) 5 лет подряд был ее постоянным клиентом. Когда фирма пришла в упадок, он вложил в нее 1 млн рублей и спас производство, оказав бизнесу по пошиву игрушечных медведей совсем не медвежью услугу. Сейчас оборот компании составляет 40 млн рублей.
Компания Dandy продает авторских дизайнерских мишек, которых шьют вручную с использованием качественных тканей и кристаллов Swarovski. Валерьян узнал о ней в 2010 году: совладельцем был его знакомый Илья Дыбов. Идея Dandy ему понравилась сразу — он обзавелся мишкой сам, а после начал дарить их друзьям.
Свою первую компанию Валерьян открыл в 2007 году в возрасте 15 лет, сегодня он владеет еще двумя фирмами в сфере IT. Именно из этих денег и был взят 1 млн рублей, позволивший реанимировать производство мишек в тот момент, когда у компании появились проблемы.
Они возникли в 2012 году. После 2 лет успешной работы создатели компании — Илья Дыбов, Александр Боронин и Дмитрий Знаменский не могли поделить бизнес, что повлекло временный перерыв в развитии компании: в течение следующих 3 лет снижались продажи.
Александр и Илья отошли от дел, однако инициатива Валерьяна спасла положение: в 2015 году он договорился с Дмитрием вновь заняться развитием фирмы и стал ее совладельцем. Сейчас Dandy принадлежит Валерьяну (50%) и Дмитрию Знаменскому (50%).
Мишка для Вуди Аллена
Хотя именно Илья Дыбов и был главным идеологом бренда Dandy, сейчас он выступает директором по развитию компании. В 23 года он задумал создать первого отечественного мишку, не уступающего по качеству мировым гигантам–производителям Hallmark и Me To You. Стартап проинвестировал друг Ильи Дмитрий, который стал его партнером. Так в 2010 году открылась компания Dandy. Стартовый капитал составил 300 тыс. рублей.
Мишка задумывался как товар премиум–класса, претендующий на звание самого звездного сувенира: Илья продвигал бренд Dandy в кругах шоу–бизнеса с момента основания фирмы. Рекламируя свою продукцию, предприимчивый бизнесмен подарил мишек практически всем светским персонам России. Заинтересованные игрушкой звезды заказывали еще несколько штук, затем мишек покупали уже их фанаты.
Так, например, произошло с Вуди Алленом, купившим пару мишек для детей, — этим эпизодом Илья гордится особенно. "Мы подарили мишек более чем 150 знаменитостям, — уточняет Валерьян. — Это позволяет нам поддерживать спрос: школьники выпрашивают у родителей таких же мишек, каких видели на фотографиях кумиров".
Часто медведей заказывают крупные компании для деловых подарков или для интерьера. Сейчас, например, Dandy, по словам предпринимателей, ведут переговоры о пошиве мишек для отеля W St.Petersburg, а до этого компания работала с Ginza. Полуавтоматизированное производство позволяет Dandy шить товар крупными партиями: больше 1 тыс. медведей в месяц.
Медведь медведю рознь
Молодые предприниматели рассказывают: "В России похожие на нас компании есть, но они делают штучный товар: в московской Piglette девочка сама шьет зайцев, есть компания, которая вручную делает кожаных бегемотов. Продают пять штук в месяц, имеют 40 тыс. рублей, и им этого достаточно".
На рынке есть большой пласт так называемых теддистов — тех, кто делает вручную медведей, стилизованных под винтаж. От теддистов создатели Dandy категорически открещиваются, настаивая, что они занимаются именно созданием брендового аксессуара, ценовая категория которого не позволяет причислять его к игрушкам.
"Человек не будет выбирать между плюшевой игрушкой и нашим медведем, а будет выбирать между украшением и медведем", — настаивает Валерьян.
Предприниматель уверяет, что себестоимость медведя превышает десятки тысяч рублей.
Лучшие друзья девушек
"Рынок растет, и с каждым годом появляются новые поставщики мишек, увеличивается ассортимент, — говорит Александр Прутенский, менеджер магазина BigMiha. — Однако крупные компании, занимающиеся полноценным производством и имеющие соответствующие сертификаты, можно пересчитать по пальцам. Хотя на рынке, безусловно, есть много мелких компаний, которые занимаются производством мишек на дому.
Экс–владелец компании "Мишка Нестор" Максим Мусихин говорит, что в Петербурге не больше 10 компаний, самостоятельно занимающихся пошивом мягких мишек, остальные занимаются перепродажей. Лидеры рынка: сайт BigMiha и "Мишка Нестор".
Объем рынка игрушечных мишек в Петербурге, по самым примерным оценкам, составляет минимум 200 млн рублей в год.