Арт–критик Станислав Савицкий о выставке классика современного искусства Роберта Индианы.
В Мраморный привезли выставку классика современного искусства Роберта Индианы. Сам художник, через год празднующий 90–летие, не рискнул покинуть остров в штате Мэн, где он живет в своем знаменитом доме "Звезда Надежды". Слишком долгое путешествие. Его работы привезла к нам цюрихская галерея Гмужинска, запомнившаяся как организатор недавней ретроспективы Сильвестра Сталлоне.
Теперь в ГРМ другой мученик моды: звезда искусства 1960–х, поп–артист, всегда подчеркивающий свое отличие от поп–арта в версии Энди Уорхола, и, конечно, автор знаменитой эмблемы LOVE. Она была сделана по заказу МОМА в 1964–м и стала одной из самых модных открыток в современном искусстве. LOVE — символ поколения "детей цветов". Отлитая в стали, она тиражировалась как скульптура, в том числе в переводе на иврит и китайский. Ее копии разъехались по всему миру. Затруднения возникли, как водится, с русской "любовью". Кириллица угловата, да еще шесть букв надо скомпоновать так, чтобы угодить загадочной русской душе.
Индиана не теряет надежды найти графическое решение, тем более что русский он учил, когда служил на Аляске в армии.
В свое время Индиана наделал шума, сведя изображение на холсте к цифрам и буквам. Его работы провокативно имитируют билборды, постеры и графические эмблемы назло дизайнерам. Помимо живописи он занимается печатной графикой. Его искусство овладело языком рекламы, чтобы говорить на нем о духовных ценностях, постижением которых было поглощено поколение 1960–х. Говорить на свой лад, рассказывая с помощью знаков и подписей о своем детстве, своем артистическом опыте и своих социально–политических взглядах. Подобно многим шестидесятникам, Индиана интересен прежде всего как яркая, харизматичная личность, а как художник — в соответствии с занимаемым положением. Это один из самых американских интеллектуалов современности, выделяющийся даже на фоне национально ориентированного искусства 1960–х. Америка пронизывает его творчество насквозь: начиная с псевдонима, взятого в честь штата Индиана, где он вырос, вплоть до забавной уверенности в том, что билборды и флаеры — остроумное средство передать сокровенный опыт художника.