По старым рецептам

Увлечение властей административным реформированием может получить непредсказуемую инерцию.

На прошлой неделе российский президент решил реформировать силовые органы: Федеральную миграционную службу и Федеральную службу по противодействию обороту наркотиков передали в ведение МВД. Перетасовав структуру органов внутренних дел, из них создали новое ведомство — войска Национальной гвардии (в виде федеральной службы).
За президентом со своими предложениями потянулись чины помельче. Депутат Госдумы Александр Романович, к примеру, предложил воссоздать идеологический отдел ЦК КПСС в виде некоего "координационного центра пропаганды". А глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, кругозор которого давно выходит за рамки собственного ведомства, предложил создать министерство гражданской авиации, объединив в нем полномочия Министерства транспорта, Росавиации и Ространснадзора. В таких вопросах главное — почувствовать тренд. На укрупнение ведомств или, наоборот, на раздробление. Всякому овощу свое время. Если тренд на укрупнение, то нужно ссылаться на дублирование функций и нечеткое распределение полномочий, а если на дробление, то на излишнюю громоздкость и неэффективность крупных ведомств.
Но все равно каждое направление нуждается в своем начальстве. И если какие–то ведомства объединяются, то внутри нового органа, как правило, просто создаются внутренние профильные отделы и подотделы. Теоретически вместо 20 министерств, имеющихся в правительстве сейчас, можно создать одно. Просто в нем будет 20 заместителей министра, курирующих кто финансы, кто культуру, и у каждого свой аппарат. Главное здесь — определить, кто будет тем самым суперминистром. В ответе на этот вопрос и кроются причины подобных предложений.
Процесс, однако, может получить другую инерцию. К примеру, создание министерства гражданской авиации на первый взгляд упорядочивает структуру управления отраслью. Но потом свои отдельные министерства могут на тех же основаниях захотеть железнодорожники и моряки, причем речники отдельно. Минтранс в таком случае останется Министерством автомобильных дорог, и вместо одного будет целый букет министерств, которым через несколько лет понадобится общий курирующий орган.
В любом случае предложения по административной реформе — одно из самых благодатных направлений для творческого поиска чиновников и депутатов, уступающее лишь поиску способов еще больше ограничить мигрантов или иностранное влияние.