Слово и дело: Teatro di Capua сыграет "Историю в доносах" в Доме-музее Ф. И. Шаляпина.

21 апреля премьера, о которой уже говорят: постановка Teatro di Capua "Слово и дело", основанная на письмах и доносах XVII века, превратила историю раскола в спектакль-концерт.

Спектакль «Слово и дело» - это, как говорится в школе, «самостоятельная работа». Лидер и мотор независимой компании Teatro di Capua, актриса Илона Маркарова сама отбирала материал для постановки, зарывшись в письма патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Евдокии Урусовой, Богдана Хмельницкого, архиепископа Паисия Лигарита, Семена Дежнёва, а также бесчисленные челобитные крестьян. Сама и переводила документы XVII века со старославянского на современный русский. Авторский взгляд избавил постановку от слишком очевидных подходов к болезненной теме: эпохе раскола в русской истории XVII века.
«Слово и дело» - условное выражение, с которым каждый был обязан доносить на соседей, близких и родных о преступлениях против царя (а, следовательно, и церкви), начиная с Соборного уложения 1649 года до царствования Екатерины Второй. «Слово и дело» Илоны Маркаровой – это отнюдь не «донос» на страшную эпоху повального доносительства, не ее оправдание, и вообще не историческая интерпретация. В «Слове и деле» Teatro di Capua, как в «романах голосов» Алеся Адамовича и Светланы Алексиевич, нет правых и виноватых, важных и незначительных, у крестьян, боярынь, гетманов и патриархов – равное право голоса. И каждый голос рассказывает подробно, в красочных деталях, со всем жизненным напором свою историю. Этим-то для создателей постановки и ценен.  
В спектакле каждому голосу дана своя неподражаемая актерская интонация: на пятерых артистов – десятки типажей, и каждый точен в своем микрокосме. Письмо или донос – короткая форма, короткая, как песня для радио. Неудивительно, что документы XVII века замечательно укладываются в кантри-блюз или проповеднический реггей, уморительный поп-хит или балладу «под Высоцкого». Для аккомпанемента достаточно остроумнейшего баяна в руках Олега Гулевского, для каждого музыкального образа – пары-тройки якобы небрежных вокальных штрихов. Горькая самоирония этого спектакля-концерта, в котором каждая песня заканчивается мольбой к последнему заступнику, царю-батюшке, уже вызвала шквал споров среди оскорбленных в разнообразных чувствах сетевых рецензентов. Тем очевидней своевременность нового «Слова и дела»: эта «история в доносах» - зеркало сегодняшнего дня.
Teatro di Capua, «Слово и дело». Дом-музей Ф. И. Шаляпина, 21 апреля, 20.00