Арендаторы класса С — трудяги без пафоса и федеральных ресурсов

 Гендиректор сети бизнес-центров "Бастион" Владимир Руголь призывает отдать должное арендаторам коммерческих площадей класса С, которые каждый день ищут варианты для выживания, но держатся. Именно они - настоящий индикатор состояния экономики.

Формирование в России рынка коммерческой недвижимости на данном этапе выразилось в том числе в своеобразном отношении к понятию "бизнес–центр". Читая аналитику, новости коммерческой недвижимости, обзоры и т. п., мы видим в них в основном классы А и В. Красавцы из стекла и бетона строятся, заполняются, продаются–покупаются, они постоянно на виду и на слуху, и слово "бизнес–центр" ассоциируется, как правило, именно с этими зданиями.
Между тем далеко не малая часть коммерческих площадей относится как раз к классу С, о котором мы слышим вскользь и без особой заинтересованности. Именно здесь чувствуешь пульс времени и жизнь в том числе и потребительского рынка. Наши арендаторы — это трудяги без пафоса и федеральных ресурсов. Они представляют малый и средний бизнес, и они же, как более мобильные, но в то же время более незащищенные, первыми реагируют на изменения конъюнктуры рынка. Растут при положительной динамике, сжимаются или уходят с рынка в кризис. В классе С сразу чувствуешь уровень провала или взлета экономики.
В условиях нынешнего кризиса и роста курса евро массового освобождения площадей в таких бизнес–центрах не было, в частности потому, что удалось избежать сильного подъема ставок. Весомая часть наших клиентов занимаются производством чего–либо и арендуют, как правило, склады различной площади вместе со среднего размера офисом. Если они и предприняли меры в этот период по сокращению расходов на аренду, то это был отказ от офиса, или замена его меньшим кабинетом, или же оптимизация производственных площадей на 3–5%. Что практически не сказалось на арендном бизнесе. Больше всего пострадали компании–арендаторы, чья работа была так или иначе связана с энергетикой, таких немало и закрылось. Но на наших объектах доля таких компаний — не более 0,5%.
В целом наши арендаторы держатся. Даже в худшем сценарии они разве что меняют офисы на меньшие по площади, что на доходах от аренды практически не сказывается. Сложно, пожалуй, торговым фирмам (магазинам, кафе). Снижается покупательная способность населения, и о проблемах говорят как торговцы с первых этажей, так и пункты выдачи интернет–магазинов. Но опять же ни те, ни другие не уходят. Ищут новые возможности и варианты.
Офисные центры класса С — это как минимум треть (а то и половина) городской коммерческой недвижимости. Основа сегмента — старый фонд, от петровских времен до бывших советских НИИ и заводов. Например, один из бизнес–центров нашей сети — бывший Институт сварки, другой — бывшая типография. Отношения с арендаторами, с городскими властями, с соседями, специфика обслуживания объектов с неповторимыми конфигурациями старых и новых сетей, набившая оскомину проблема несоответствия капитальных конструкций старых зданий новым пожарным нормам — все это те вопросы, которыми живет класс С. По сути, каждый день требует незаурядных решений для нестандартных проблем.
Арендаторы у нас попроще, ставки пониже, и моду бизнес–центры не формируют, но такие компании, я уверен, кризис переживут — им и до этого не раз приходилось использовать творческий подход.