Инженер–робототехник Алексей Шиганов (25 лет) помогает петербургским стартапам привлекать внимание инвесторов. Он создает для молодых предпринимателей прототипы их продукции, синтезируя знания из разных областей.
Петербуржец Алексей Шиганов — и программист, и инженер–робототехник. Алексей работает в Центре прототипирования Технопарка Санкт–Петербурга и про свою деятельность рассказывает с большим удовольствием: «Когда делаешь один большой проект целый год, очень устаешь, а тут нескончаемый поток шарад: небольшие, но разнообразные задачи решать гораздо интереснее. А главное в работе инженера — чтобы ему было интересно». Его задача — выслушать команду стартапа, а затем помочь ей разработать и создать прототип.
Мостик и изобретатель
«Программирование и робототехника тесно связаны между собой. Самое интересное — это как раз стык программной и аппаратной частей, взаимодействие кода и «железа». Я — своеобразный мостик между тем и другим», — объясняет молодой инженер. Жизнь у него увлекательная. Последнее, например, что он разрабатывал, — лабораторная установка для моделирования депрессии у крыс. Ученые на базе Института физиологии им. И. П. Павлова исследуют с помощью этой установки то, как депрессия влияет на организм и как можно минимизировать это влияние. Они обратились к инженеру, чтобы тот подобрал правильный ток и сконструировал систему, дающую крысе электрические импульсы так, чтобы она не привыкала к ним и не чувствовала сильной боли.
До этого Алексей занимался созданием экзоскелета для переноски тяжестей и разрабатывал программно–аппаратный комплекс натурного моделирования судов для ЦНИИ Крылова. «Я очень люблю, когда мои работы где–то используются, уходят в производство и приносят пользу», — объясняет инженер. Таких разработок у него минимум пять. Впрочем, патентов на изобретения у него нет, есть авторские свидетельства. Именно из–за любви к созиданию, уверен Алексей, люди и становятся инженерами. «У каждой профессии своя романтика, но то, чем я занимаюсь, безумно интересно, — признается робототехник. — По–хорошему не мне, а я должен платить деньги за то, что делаю. Представьте: мне дают плату, игрушку, я это собираю, как конструктор, и оно начинает работать. Круто же! Вот не было ничего, и вот оно шевелится. Это весело и приносит огромное удовольствие». Подумав, он добавляет: работа инженера — это способ не взрослеть, быть посреди загадок и игрушек.
Читайте также:
Авторская колонка
Есть ли у стартапа право на ошибку
Как заставить все это работать
В профессиональные обязанности Алексея входит активное участие в проектах технопарка на всех стадиях работы над прототипом: от согласования до внедрения и пусконаладочных испытаний. То есть разработка концепции, проектирование, подбор аппаратной части, монтаж, разработка и запуск. «Роботов в широком понимании масс — тех, которые ездят и разговаривают, я не делаю, — уточняет Алексей. — Собрать их не сложно, труднее найти применение. Поэтому я делаю системы, которые что–то автоматизируют, измеряют и могут быть внедрены. Например, комплекс, который моделирует прижизненную ишемию и позволяет ее изучать».
Главное, что отличает человека с инженерным умом, — это понимание, как заставить то или иное работать, уверен Алексей: у инженера есть знания и навыки, как сделать что–то, чего еще нет в природе.
«Мне говорят: хотим, чтобы эта машина ездила по линии, — поясняет он. — Я понимаю, что для этого надо найти моторы, которые потянут эту машинку, камеру, которая будет отслеживать эту линию, и прошивку, которую еще надо написать».
Игра интеллектуалов
Техзадания (ТЗ) от заказчиков, говорит молодой инженер, часто выглядят как шарады и головоломки — покруче вопросов в «Что? Где? Когда?». Слышишь каверзный вопрос и понятия не имеешь, можно ли на него ответить, а через минуту у тебя уже появляется аргументированный ответ. В инженерии счет идет не на минуты, но суть та же, объясняет Алексей: «Выходит ТЗ. Читаешь и думаешь: «Кто это писал? О чем он вообще думал? Нет, теоретически это возможно, но даже не знаю. Надо подумать». Обычно ответ находится.
На вопрос, любой ли человек может быть инженером, он говорит, что нужно желание и математический склад ума. Последнее не то что обязательно, но очень желательно.
Робототехник шутит: чтобы понять, чем человеку надо заниматься, достаточно вспомнить его самую любимую игрушку в детстве. У инженеров это, конечно, конструктор.