В Петербурге активно расширяются магазины товаров для хобби и рукоделия

Автор фото: pixabay.com

Сети магазинов товаров для хобби и рукоделия в Петербурге активно расширяются на доходы, полученные в 2014–2015 годах. Ретейлеры надеются, что спрос на их продукцию не упадет и в этом году.

Сетевые магазины товаров для хобби и рукоделия в Петербурге активно расширяются. Так, два новых гипермаркета федерального ретейлера "Леонардо" откроются в "МЕГЕ Парнас" в апреле и в ТРЦ "Норд" в мае. Есть планы и на третий, но место для него пока не определено. Всего в сети 55 магазинов в 29 городах, до конца 2016 года компания планирует открыть еще 10–15. Две новые точки запустила и сеть "Лавка мастеров". Девять новых точек 2015 году появилось в у петербургской сети "Искусница". В этом году компания планирует открыть еще 10 магазинов к 18 уже работающим.
Объем петербургского рынка товаров для рукоделия и творчества оценивают в 2–4 млрд рублей. Среди его лидеров — сети "Леонардо", "Модница", "Искусница" и другие.

Вместо отпуска

Как считают эксперты, крупные сети сегодня активно расширяются на доходы, полученные во время роста рынка в прошлом году. По их мнению, из-за кризиса многие не могли позволить себе привычные ранее вещи: поехать в отпуск, сходить в театр или ресторан, и хобби стало их заменой. Сервис оптовых продаж Allbiz подсчитал, что продажи января–апреля 2015 года составили 40% годового объема рынка, то же самое было в 2014 году, когда сезонный рост продаж совпал со скачком курсов валют и потрясениями в политике и экономике.
В целом последние 2 года были очень удачными почти для всех продавцов товаров для творчества. "Новых клиентов действительно больше, — соглашается директор по развитию компании "Лавка мастеров" Олег Голяков. — Благодаря этому в 2016 году мы открываем один магазин, а в планах еще второй (по нему пока ведем переговоры)".
В 2016 году рынок начал снижаться, но пока остается выше показателей 2013 года. "Интерес покупателей к товарам для творчества в первые месяцы 2016 года отстает от показателей того же периода прошлого года на 20%", — говорят в Allbiz.
Администратор магазина "Красный базар" Ирина Тимофеева соглашается с аналитиками: "Я делю ручную работу на прикладную (вязание, шитье) и неприкладную (вышивка картин). Раньше люди обеих категорий делали запасы — покупали не только нужные, но и просто понравившиеся материалы, инструменты, наборы. Теперь количество "хомяков" из второй, неприкладной, категории резко сократилось".
Тем не менее игроки рынка видят перспективу. Кроме подорожавших отпусков на рынке сказываются в том числе сокращения: людям, потерявшим работу, нужно чем–то заняться. В итоге, как и во время кризиса 2008 года, растет число небольших интернет–магазинов товаров для хобби. Как правило, малые игроки этого рынка работают в Сети, ограничиваясь одним пунктом выдачи товара, а крупные компании открывают офлайн–магазины.
Олег Голяков считает, что лучше всего совмещать оба формата: Интернет помогает поддерживать обратную связь, а реальные магазины за счет импульсных покупок дают более высокие продажи. Ирина Тимофеева добавляет, что малому бизнесу работа через Интернет помогает стабилизировать спрос: аудитория хоть и небольшая, но разбросана по всей стране.
Крупные же сети стремятся вырасти еще больше, в том числе, чтобы получить более низкие цены. "Пока у вас один, два или три магазина, сделать заказ у производителя невозможно, — говорит Елена Филонова, гендиректор сети "Леонардо". — Мелкие игроки вынуждены закупать нерегулярные остатки и покупать товары у посредников с наценкой 70–80%".

Мода на бусины

В кризис петербуржцы стараются не только занять время, но и заработать на хобби: например, продают на временных ярмарках и через Интернет собственные изделия и чаще делают своими руками праздничные подарки.
Владелица интернет–магазина товаров для рукоделия MyCandyShop Татьяна Ракитина, которая и сама делает украшения из меди, отмечает, что в Петербурге появилось много магазинов, которые сотрудничают с мастерами — индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами. Некоторые ("Арт–полка", "Твоя полка", Craftrooms) сдают стеллажи в аренду, другие ("Редиска", "Веранда") покупают вещи у мастеров и продают с наценкой.
Предпринимательница рассказывает, что за год–полтора покупатели стали гораздо лучше разбираться в рукоделии и материалах для него, они же и диктуют предложение. Кроме того, сказывается влияние моды.
"Например, если раньше, года два–три назад, расхватывались как горячие пирожки бусины на крючках–швензах, то сегодня надо очень постараться, чтобы их купили, — говорит Татьяна Ракитина. — Все быстрее меняется мода, появляется все больше новых направлений".
Влияние моды отмечают и в "Леонардо": "Сегодня мы наблюдаем повальную моду на резиночки для плетения, через год про это все забудут. Недавно был пик интереса к вышивке — сейчас он падает. Смена тенденций требует ротации товара, а с учетом длительных сроков поставок тренды надо предугадывать. Иначе огромные остатки никогда не будут проданы".
"Кризисного" роста цен рынку товаров для хобби избежать не удалось: цены выросли на 10–20%. Это стало реакцией ретейлеров на подорожавшие на 15–25% комплектующие и услуги перевозчиков. Кроме того, материалов российских производителей мало, никаких шагов к импортозамещению в этом плане участники рынка не наблюдают. Почти у всех сетей основные поставщики из Китая.
Конечно, продукты и оплата коммунальных услуг важнее, но если люди увлечены, то они скорее откажутся от покупки одежды и поездок, но не от хобби. Поэтому продажи не падают в кризис. Новые популярные товарные категории: пэчворк без иголки, шерстяная акварель и чеканка. Раньше рынок рос, сейчас явный рост отсутствует, есть только перераспределение долей от небольших магазинов к сетям. Размер рынка товаров для рукоделия и творчества достаточно мал, в Петербурге — 2–3 млрд рублей, а только для рукоделия — 1 млрд рублей.
Елена Филонова
генеральный директор сети гипермаркетов товаров для хобби "Леонардо"
Рынок товаров для рукоделия начал активно расти в последние 5 лет. Быстрее всего — сегмент товаров для творчества: в отличие от вышивки или вязания они не требуют особых навыков и приносят быстрый результат — их часто покупает молодежь. Дорогие покупки (например, оборудование) чаще совершают через Интернет, а расходные материалы (пряжу, нитки, бисер) выбирают (по цвету, качеству) все–таки в офлайн–магазинах. Сейчас рынку не хватает российских производителей. Импортозамещения не произошло, и определенные группы товаров из–за снижения курса рубля подорожали.
Татьяна Сасина
директор по рознице сети магазинов "Искусница"