Ресторан поедет по городу, когда потеплеет

Автор фото: Сергей Коньков

Владелец магазина электроники Михаил Малыгаев открыл передвижной фуд-трак "Без адреса", вложив 4 млн рублей. Автобус будет колесить по Петербургу, делая попытки останавливаться в туристических местах и кормить гостей города приемлемым по цене фастфудом.

Основным бизнесом — магазином "PiterGSM" — Михаил Малыгаев занимается уже 7 лет, а общепит его заинтересовал несколько лет назад. "В идеале хотелось создать фуд-трак, который будет перемещаться по городу и кормить людей качественным фастфудом, как это делается в Европе и Америке. Кроме того, изначально предполагалось, что наш фуд-трак сможет работать и в сфере кейтеринга", — рассказывает Михаил Малыгаев.
Реализацией проекта занимается ИП Малыгаев. Инвестиции составили 4 млн рублей собственных средств. В частности, 3 млн рублей было потрачено на сборку и оснащение автобуса. "Автобус у нас сделан по всем санитарным правилам, с нуля, а не переделан под фуд-трак. Кроме того, оформление выполнено в петербургском стиле", — говорит Михаил Малыгаев. Еще 1 млн рублей был истрачен на создание цеха, где готовятся заготовки для будущих блюд. Затем заготовки доводятся до нужного состояния непосредственно в фуд-траке. Всего в "Ресторане без адреса" заняты 10 сотрудников.
В день фудтрак "Без адреса" посещают до 50 человек. Прибыль составляет не более 1 млн рублей в год. Как подсчитал предприниматель, срок окупаемости проекта составит не менее 3 лет. Рентабельность — от 20%. Меню ресторана — это привычный всем фастфуд: гамбургеры, сосиски, мясо гриль. Изначально предполагалось, что фуд-трак "Без адреса" в туристический сезон будет колесить по городу, останавливаясь в наиболее красивых местах — около Исаакиевской площади, на Конюшенной улице. "Ведь у нас в городе в историческом центре у туристов нет возможности поесть на улице, приходится идти только в дорогие рестораны, — поясняет Михаил Малыгаев. — Но в Петербурге пока нет правил работы для кафе, подобных нашему".
У компаний-производителей есть возможность продавать свою продукцию через автолавки, но под эти правила не попадают фуд-траки, которые обслуживают продавцы продуктов питания. Пока нет возможности согласовать несколько мест для размещения, между которыми мог бы курсировать фуд-трак.
Прошлым летом фуд-трак "Без адреса" останавливался на частных территориях в центре города. Например, на Конюшенной площади, около Музея игровых автоматов. "Поток туристов был большой, особенно с учетом того, что иностранцы привыкли доверять уличному общепиту", — объясняет Михаил Малыгаев. Фуд-трак участвовал в Дне Всеволожска, постоянно обслуживает матчи "Зенит"-2.
В настоящее время фуд-трак "Без адреса" зимует около торгового центра Outlet Village Пулково, а летом планирует опять путешествовать по центру города.
В Петербурге есть еще один подобный проект — ресторан в двухэтажном автобусе под названием "Манчестер". Его владелица Мария Храпунова также говорит о том, что автобус не может свободно перемещаться по городу. "Также сложность в том, что сейчас у петербуржцев нет доверия к ресторану на колесах. Наши посетители часто спрашивают, качественные ли у нас продукты и как мы готовим", — сетует она. По мнению Марии Храпуновой, продажа еды на улице с фуд-траков имеет больше шансов окупиться, чем ее проект.
В начале прошлого года участники рынка ожидали закрытия от 10 до 40% кафе и ресторанов в Петербурге. При этом некоторые рестораторы сочли, что сети, особенно в сегменте фастфуда, смогут пережить кризис. В уличном фастфуде пытаются развиваться и крупные холдинги. Так, Ginza Project вложила в фуд-трак "Больше шавермы" возле Казанского собора не менее 3 млн, а Food Retail Group установил автолавку "Кулек" на Сенной площади.