После нескольких месяцев провала продаж петербургские турфирмы отмечают возобновление спроса. "ДП" узнал, куда собрались этим летом российские туристы. Как выяснилось, в лидерах продаж не только Крым и Сочи, но и зарубежные направления.
С 2014 года туристические компании месяц за месяцем констатируют сокращение выездного турпотока. Не успев оправиться после банкротства крупных операторов, отрасль приняла на себя новые удары — трагедии во Франции и Египте, военный инцидент с Турцией и, как следствие, почти единовременное закрытие двух самых популярных направлений. К концу 2015 года представители турфирм отмечали, что продажи почти остановились, а общее падение выездного турпотока составило более 30%. К концу прошлого года в Петербурге закрылось около трети туристических агентств. Первый месяц 2016 года тоже не принес изменений — представители туристических компаний Петербурга по-прежнему жаловались на единичные бронирования и не представляли, как будут выживать в условиях постоянно сжимающегося рынка.
Но в феврале рост спроса отметили как федеральные туроператоры, так и петербургские компании. Причем, интерес туристы проявляют не только к бюджетным турам по России, к зарубежным поездкам.
"Раннее бронирование начинает работать, людям ведь все равно нужен отдых. Сейчас они уже привыкли к курсу и в ближайшее время лето будет раскупаться", — так объясняет возобновление спроса после зимнего застоя коммерческий директор туроператора "Вест Тревел" Сергей Хохлов.
Россия в топе
Впрочем, очевидно, с курсом рубля смирились далеко не все. И этим легко объяснить увеличение интереса к турам внутри страны. Специалисты отмечают, что сейчас продажи российских туров почти сравнялись с продажами туров за рубеж даже у тех туроператоров, которые традиционно специализировались именно на последних.
Так, заместитель директора турфирмы "Дядюшка Ник" Мария Эссель рассказывает, что по сравнению с прошлым годом спрос на российские направления вырос в несколько раз. Одновременно с этим упали продажи по зарубежным направлениям. Она объясняет, что особой популярностью у петербуржцев пользуются туры выходного дня в Вологду или Новгород, также популярна Казань. А коммерческий директор туроператора "Матрешкатур" Екатерина Стахиряк отмечает, что в весенний период вырос спрос на туры в Псков и Пушгоры, Карелию, возросла популярность поездом по Золотому Кольцу.
Среди российских направлений пляжного отдыха специалисты выделяют Сочи, Абхазию, Краснодарский край и Крым.
"Видимо, режим импортозамещения засел в головах россиян, и они активно начали спрашивать туры по России", — объясняет повышенный интерес к отечественным курортам Ирина Семенова, представитель Альянса туристических агентств в Северо-Западном регионе.
Лучше рано, чем никогда
Если еще полтора месяца назад руководители турфирм жаловались на полное отсутствие глубины продаж, то сейчас уже фиксируют бронирования на летний и даже осенний период. Традиционно продажи летних туров возрастали в феврале-марте, когда стартовали акции раннего бронирования. Но продажи этого года вызывали ряд серьезных опасений из-за того, что два самых популярных направления оказались под запретом. Однако в отсутствие предложений по Турции и Египту туристы все же начали бронировать Болгарию, Грецию, Кипр и Испанию (преимущественно Канарские острова). Причем первые две страны как наиболее близкие по цене к попавшим под запрет направлениям уже называют лидерами по количеству бронирований на летние месяцы. В прошлом году на фоне общего сокращения турпотока отмечалось снижение популярности и Греции, и Болгарии.
Как менялся спрос россиян на турпоездки в Грецию И Болгарию в 2013-2015 гг.
Источник: russiatourism.ru
"Сейчас уже есть брони на лето и безусловные лидеры в плане продаж — это Греция и Болгария. Греция сейчас выдает шенгенскую визу на 3 года и вызывает дополнительный интерес у туристов", — говорит Ирина Семенова.
А Екатерина Стахиряк поясняет, что пляжный отдых всегда пользовался популярностью у петербуржцев, а вот приоритеты по странам и объемы по направлениям меняются под конъюнктуру рынка. В качестве самых популярных направлений, фигурирующих в бронях на весенний период, она отмечает Чехию, Венгрию, Израиль и ОАЭ.
Спрос вне закона
Несмотря на увеличение количества бронирований по сравнению с зимними месяцами, в туркомпаниях отмечают, что даже до уровня прошлого года (который никто не рискнет назвать удачным) продажи пока не дотягивают.
"Экономическая ситуация в стране не способствует повышению уровня благосостояния населения, и это отражается на всех сферах бизнеса. Сильно пострадавшая в 2014 году туристическая отрасль — не исключение", — констатирует Екатерина Стахиряк.
Еще одна проблема, возникшая в туристическом бизнесе в том же 2014 году, — это кризис доверия к отрасли. Тогда, после банкротства ряда крупных туроператоров, многие предпочли вообще не связываться с турфирмами. Частично решить эту проблему, вероятно, поможет подписанный на днях Владимиром Путиным закон об усилении ответственности туроператоров. Впрочем, соглашаясь с тем, что с введением закона доверие к туристическим компаниям может возрасти, эксперты все же не считают, что он сможет существенно увеличить спрос.
"Да, люди благодаря подобным законам действительно чувствуют себя в большей безопасности. Но вряд ли это сильно повлияет на спрос. Вот рост курса рубля, увеличение или хотя бы стабилизация уровня доходов граждан — единственное, что могло бы серьезно изменить ситуацию", — говорит Павел Румянцев, заместитель директора по коммуникациям и международным проектам Северо-Западного отделения РСТ.