Нежное лицо моды Северной столицы

 

Трудно себе представить, что когда–то мода была сугубо мужским занятием, а до XIX века женской моды практически не существовало. В силу исторических факторов роль мужчин в обществе была значимей, чем у женщин, их социальная жизнь была намного активнее. Даже в современном медийном пространстве громко звучат мужские имена представителей фэшн–индустрии: Кристиан Диор, Ив Сен–Лоран, Джорджио Армани, Александр МакКуин. Но большое внимание женщин к моде с точки зрения потребления и создания логично. В конце концов именно женщина — легендарная Коко Шанель внесла свои новаторские идеи, во многом предопределившие развитие моды в ХХ веке.
Петербург, как город с уникальным лицом, колоссальным историческим наследием, вдохновляет художников не только в живописи, но и в создании одежды.

Творческая родина

Богатое культурное прошлое, которое нашло выражение в самих улицах, дворцах и домах исторического центра, притягивает сюда творческих людей со всей страны. Нет ничего удивительного в том, что город, давший славу известным модельерам, не был для них малой родиной, но стал родиной творческой.
Одна из героинь нашего номера — Татьяна Парфенова, основатель модного дома "Татьяна Парфенова", родилась в Полтаве, а в Петербург переехала в восьмилетнем возрасте, здесь она живет и сегодня. Модельер и генеральный директор модного дома "Таня Котегова" Татьяна Котегова родилась на Волге — в городе Капустин Яр, где служил ее отец.
Часто в Петербург будущие модельеры и представители индустрии моды переезжают, чтобы учиться. Здесь находится самый крупный в России вуз художественно–технологического профиля — Санкт–Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Хотя споры о возможности воспитания настоящих модельеров в стенах этого вуза не утихают, в числе выпускников именно этого учебного заведения числится известный молодой дизайнер Алена Ахмадулина.
Подавляющее большинство молодых петербургских дизайнеров — девушки, многие из них эксплуатируют традиционные стереотипы на эту тему. Случайно ли государственный "Шоу–рум 32" для начинающих швейников в Большом Гостином дворе все несколько месяцев работы пестрел разноцветными бантиками, рюшами, традиционными русскими платками? Платьев всех сортов и расцветок было гораздо больше, чем брюк и костюмов.
Один из самых ярких примеров — Соня Мармеладова, которая предлагает петербургским девушкам одеваться в пышные ретро–юбки в стиле середины прошлого века. Справедливости ради стоит отметить, что многие девушки идут и от обратного: выбирают базовые цвета и экспериментируют с кроем, например Нелли Недре, Кристина Вазовски.
Часто новые имена становятся известны благодаря творческим конкурсам, в их числе "Адмиралтейская игла".

Простор фэшн–индустрии

Профессиональная жизнь индустрии моды в Петербурге богата на события. С 1999 года дважды в год проходит неделя моды "Дефиле на Неве". На протяжении последних 5 лет дважды в год, в апреле и октябре, проводится яркая Аurora Fashion Week Russia. Подобные мероприятия позволяют показать все лучшее, что есть в сфере моды Петербурга, а также открыть наиболее яркие российские и международные модные проекты.
Особая привлекательность нашего города для дизайнеров одежды состоит в том, что он нуждается не только в повседневной одежде или нарядах для стандартного набора торжеств (свадьба, выпускной, светский прием). Прославленные дизайнеры имеют возможность сотрудничать с Мариинским театром, киностудиями и историческими музеями. Это позволяет говорить о выходе российских дизайнеров на международный уровень.

Все мы вышли из шинели

Если от высокой моды вернуться к состоянию швейной промышленности города, можно перефразировать Достоевского: "Все мы вышли из пальто". Этот традиционный женский и петербургский элемент одежды председатель комитета по промышленности и инновациям Максим Мейксин назвал чуть ли не системообразующим для швейной промышленности города. Объем производства пальто составляет около 700 тыс. штук в год, при том что емкость рынка, по словам чиновника, вчетверо больше.
У истоков отрасли тоже стояли женщины. Например, ООО "Харлен" основала в 1991 году предпринимательница Лариса Ленова на базе производственного объединения "Ленинградодежда". Ей приходилось продавать пальто и на рынках, и в крупных торговых центрах, несколько раз компания побывала на грани банкротства. В 1990–х начали работать и модный дом "Незнакомка" Лидии Дорошенко, и меховой салон Натальи Квасовой. Последняя за 25 лет из медсестры превратилась во владелицу двух магазинов шуб — на Невском и Суворовском пр.
Вот и сейчас на хрупкие женские плечи ложится непростая задача по выживанию отрасли в кризис.