Финка с русским оттенком

Марита Коскинен, пожалуй, единственная женщина — руководитель крупной продуктовой FMCG–сети (товары повседнев­ного спроса) в России. Сегодня она возглавляет продуктовую сеть Prisma в России, принадлежащую крупнейшему финскому холдингу S–Group. Марита отмечает, что розница — это сложный бизнес не только для женщин, но и для мужчин.

25 лет в ретейле

Марита Коскинен родилась и получила образование в Финляндии, окончив в 1987 году Университет Йоэнсуу по специальности «переводчик русского и английского языков».
Выйдя замуж за петербужца, Марита Коскинен уже 30 лет живет в России и последние 25 лет трудится в сфере розничной торговли. Так, более 8 лет она проработала заместителем генерального директора сети «Супер Сива», 3 года занимала должность регионального директора компании Aldata Solution, разработчика и поставщика программных решений для розничной торговли, где отвечала за продажи IT–решений и управление проектами для розничных и логистических компаний.
В российской сети Prisma Марита Коскинен работает с момента ее создания — с 2008 года. Именно тогда был открыт в Петербурге первый магазин сети — на пл. Александра Невского в ТЦ «Москва». Начинала она работу в Prisma с позиции директора по развитию, а спустя год уже стала генеральным директором сети.
Сегодня Prisma насчитывает 17 гипер– и супермаркетов в Петербурге и Ленинградской области с штатом 1200 сотрудников. По оценке компании INFOline, чистая выручка компании в 2015 году снизилась почти на 7?% и составила 11,5 млрд рублей по сравнению с 12,3 млрд (без НДС) в 2014 году.

Волков бояться

В интервью «ДП» Марита Коскинен сетовала, что подготовиться к санкциям в отношении какой–то страны невозможно: «Турция давно числится в друзьях со знаком плюс. За ночь эта страна стала со знаком минус. Кто знал? Никто. Чья–то ошибка, с последствиями которой мы теперь работаем».
Однако она говорит о том, что компания по–прежнему заинтересована в российском рынке. «Потенциал российского рынка огромен — 5 млн человек живет в Петербурге, столько же, сколько во всей Финляндии, — говорит она. — Финны и россияне все–таки давно живут рядом, даже Лапландия от нас дальше, поэтому если кто–то начнет бояться, то мы последние. Как говорится, волков бояться — в лес не ходить».

Не по–петербургски

Вообще ее речь изобилует русскими пословицами и поговорками.
Часто Марита сравнивает поведение финнов и русских в той или иной ситуации. Например, когда начался нынешний кризис и были введены санкции, Марита, выступая на одной из конференций по розничной торговле на тему, как работать с ассортиментом в новых условиях, отметила, что финны уже давно бы сидели в бане и пили водку от безысходности, а русские постоянно придумывают что–то новое, в результате на полках сетей появляются продукты, внешне похожие на товары известных брендов, как, например, бренд «Баба Валя», очень схожий с торговой маркой «Валио».
Или, комментируя работу с поставщиками, Марита Коскинен может невзначай отметить, что та или иная компания ведет бизнес «не по–нашему», то есть не по–петербургски. Хотя сама Марита утверждает, что считает себя все же «финкой с оттенком русского».

Любовь усложнять

Сама Марита отмечает, что она предпочитает строгий стиль управления, но при этом уверена, что она всегда справедлива по отношению к своим подчиненным.
Марита Коскинен — целеустремленная женщина с превосходным чувством юмора. Она отлично говорит на русском языке, видимо, потому что с мужем говорит исключительно на нем. В русской кухне ее любимое блюдо — салат оливье, а любимые места в городе — это исторический центр Петербурга и Петергоф. А на вопрос, чему она не перестает удивляться в России, несмотря на 30 лет прожитых лет, она отвечает с улыбкой: тому, как вы, русские, любите все усложнять.