Почему е-ОСАГО не пользуется популярностью

Заместитель директора СЗРЦ компании "Альфа–Страхование" по розничным продажам Николай Егоров — о том, почему е-ОСАГО не пользуется популярностью.

По результатам 2015 года сборы страховщиков Северо–Запада по ОСАГО выросли на 48% и достигли 27,4 млрд рублей — это практически четверть страхового рынка. Компании, конкурирующие за долю в этом сегменте, проявляют интерес к проекту е–ОСАГО, видя в нем дополнительный интерфейс общения с клиентами и потенциальный инструмент перераспределения рынка ОСАГО. Но на сегодняшний день доля электронных полисов в Северо–Западном регионе составляет менее 1% от рынка ОСАГО, и такой низкий показатель не случаен.
Продажа е–ОСАГО — это лишь право, а не обязанность страховщика. Поэтому на сегодняшний день только 15 компаний предоставляют возможность приобретения полиса онлайн, среди которых есть как крупные игроки рынка, так и те, кто находится за пределами топ–10. На данном этапе страховщик сам выбирает, осуществлять ему только продление договоров собственных клиентов или оформлять договоры с новыми клиентами.
Схема покупки полиса онлайн проста. Клиент регистрируется на сайте страховой компании и заполняет заявление на страхование. Указанные в заявлении данные проверяются на соответствие в АИС ОСАГО. Затем страховщик направляет клиенту расчет премии, предельный срок и способ оплаты. После получения оплаты он отправляет на электронную почту клиента и размещает в его личном кабинете полис, оформленный в виде электронного документа. Завершает процесс печать этого файла. По требованию сотрудника ГИБДД клиент должен предъявить распечатанный документ. Однако на практике редкое заявление проходит проверку на соответствие данных. Основные причины — некорректно введенная страхователем информация или отсутствие данных о нем в системе РСА. Конечно, е–ОСАГО — непривычный для потребителя продукт. Бывают случаи, когда оформивший е–ОСАГО клиент приходит в офис страховой компании и требует "настоящий полис" на бланке, потому что распечатанный из почты pdf–файл не вызывает у него доверия. Совокупность этих причин мешает распространению е–ОСАГО. Отметка 100 тыс. электронных полисов была преодолена только в конце февраля 2016 года. Нарастить обороты продаж онлайн позволит ряд намеченных инициатив со стороны РСА и страховщиков. В ближайшее время будет оптимизирован алгоритм проверки данных, что удвоит число доводимых до оформления договоров. Более далекое будущее — это проверка данных не по наполненной страховщиками базе, а разделение запроса на блоки и проверка их в БД соответствующих ведомств. Такой подход позволит максимизировать число успешных оформлений и перейти к тарификации ОСАГО с учетом стиля вождения, основываясь на данных о нарушениях водителя.
В перспективе для страхователя процесс покупки электронного ОСАГО технологически ничем не будет отличаться от процесса покупки авиабилета или билета на поезд. А для страховщика данная технология позволит снизить транзакционные издержки, расходы на ведение дела: уменьшит количество людей, задействованных в процессе, предоставит возможность сэкономить на бумаге, бланках строгой отчетности, доставке полисов и других процессах, поможет в решении проблем с фальшивыми полисами, ведь подделка е–ОСАГО исключена.