Участник "Биржи стартапов" Виктор Христенко с проектом WindowsShare получит около 10 млн рублей инвестиций.
Участник проекта "ДП" "Биржа стартапов" петербургский предприниматель Виктор Христенко продал 70% в собственном проекте за 10 млн рублей (первый полученный транш — 2 млн рублей). И это притом, что многие бизнес–эксперты сомневались в живучести его идеи. WindowsShare — это сервис для сдачи в аренду окон жилых домов под размещение рекламы.
В перспективность проекта поверил бывший владелец "Дорожного радио" Андрей Данилов, владелец холдинга "М10 Медиа" (радио "Ваня", "Радио для двоих", PITER.FM). Автор стартапа и инвестор знали друг друга давно. Однажды они встретились в пабе на Васильевском острове и договорились.
"Мы считаем, что будущее за проектами — агрегаторами в Интернете, поэтому делаем ставку на них", — объясняет Андрей Данилов. WindowsShare как раз такой проект: со стороны предложения выступают владельцы квартир, окна которых располагаются в привлекательных для рекламодателей местах, со стороны спроса — рекламщики, готовые всеми способами достучаться до целевой аудитории. Наклейки на окна прозрачны изнутри, так что не мешают домовладельцам.
"Это новая идея для отечественного рекламного рынка, и мы планируем этот рынок серьезно поменять. В случае успеха собираемся масштабировать бизнес — развивать его в других регионах", — говорит Виктор. Вернуть инвестиции он намеревается в течение 2 лет.
Холодный прием
"ДП" первым написал о WindowsShare. Проект стал участником "Биржи стартапов" в сентябре 2015–го.
Саму идею наши эксперты оценили. Окна, посчитали они, будут дешевле типовых носителей наружной рекламы, эффективнее и доступнее. А в ситуации падающего рынка и на фоне проблем с наружкой стартап мог бы стать палочкой–выручалочкой для многих рекламодателей. Вопросы вызывал бизнес–план и законность проекта: использование окон как мест для рекламы прямо не запрещается, но вроде и не разрешается — вообще не оговаривается в законах.
Но самое главное: предприниматель предлагал за 15 млн рублей 15% компании, у которой даже еще не начались продажи. Были 500 окон, ожидающих рекламодателя, и пять предпродаж. А в планах значились 10% российского рынка наружной рекламы объемом 40,7 млрд рублей.
Скромность вместо смелости
"На "Бирже стартапов" мне важна была конструктивная критика и обратная связь от крупных бизнесменов. Уже тогда я вел переговоры с Андреем Даниловым и 15 млн рублей попросил, набравшись смелости", — признается Виктор Христенко. Его смелость инвесторы "Биржи стартапов" не оценили, посоветовав значительно переделать бизнес–план. "Инвестору предлагается вложить 15 млн за 15%. То есть сама команда оценивает себя в 85 млн рублей! Не думаю, что она столько стоит", — говорил тогда Александр Кашин, владелец "Эго–Холдинга". "15%, которые вы предлагаете, — это, конечно, нонсенс. В таком стартапе надо сказать спасибо, если у вас заберут 90% и оставят вам 10%, — вторил Михаил Баженов, совладелец холдинга "Адамант". — Я хорошо знаю наши рекламные рынки. Поверьте, это сложная и тяжелая вещь с точки зрения продаж, и затраты на профессиональные продажи в вашем расчете никак не учтены".
Замечания инвесторов "Биржи стартапов" Виктор Христенко учел — стал скромнее. Бизнес–модель тоже претерпела сильные изменения. Полномасштабный запуск WindowsShare намечен на март. Пока проект работает в тестовом режиме: семь работодателей уже испльзуют окна в качестве рекламоносителей. Всего к сервису подключены 800 владельцев окон.