Кого банкротит банк "Таврический"

Автор фото: Сергей Ермохин

"ДП" проанализировал 56 дел о банкротстве, в которых банк "Таврический", санируемый банком "МФК", участвует на правах кредитора, и выяснил судьбу 32 млрд рублей из 36 млрд, составляющих финансовую дыру в балансе кредитной организации.

За неполный год, в течение которого банк "Таврический" проходит процедуру санации под контролем банка "Международный финансовый клуб" (МФК), кредитная организация инициировала 46 дел о банкротстве должников и еще в десяток вступила на правах кредитора. К неплатежеспособным заемщикам предъявлены требования на общую сумму 31,832 млрд рублей. Учитывая, что при введении санации финансовая дыра в балансе банка оценивалась в 30–32 млрд рублей, а, по данным ЦБ на январь 2016 года, просрочка по кредитам у него составила 36,634 млрд рублей, ясно, что в суде засветилась почти вся проблемная задолженность "Таврического". В МФК не захотели комментировать ни засвеченную часть проблемного портфеля, ни оставшуюся в тени.

Рейтинг дыр

"ДП" изучил все 56 банкротных дел и выяснил структуру этой задолженности, проследив по базе "СПАРК" деловые связи и бенефициаров каждого из должников. По итогам этого исследования у нас получился своеобразный рейтинг крупнейших должников банка.
Оказалось, что большая часть проблемных должников, не вернувших банку в общей сложности почти 25 млрд рублей, связана с двумя бывшими членами Совета Федерации: экс–сенатором от Ненецкого автономного округа Александром Сабадашем (13,621 млрд рублей) и экс–сенатором от Республики Коми Евгением Самойловым (11,357 млрд).

Золотой заемщик

Александр Сабадаш (был сенатором с 2003 по 2006 год) известен как владелец водочного завода "Ливиз", имеющего три площадки: на Синопской наб. (ЗАО "Ливиз"), в Царском Селе и во Всеволожске (ООО "Ливиз"). На третьей площадке также построен стекольный завод (Всеволожская стекольная компания).
На деньги "Таврического" Сабадаш, во–первых, финансировал процедуру банкротства ЗАО "Ливиз", которое шло с 2007 года, а во–вторых, строил новые производственные мощности. Затем в 2014 году бизнесмен заключил с банком соглашения о переводе обязательств по кредитам на другие фирмы (ООО "Милан", ООО "Космос", ООО "Факел"). Правда, платежеспособность последних под вопросом.
Другой крупный актив Сабадаша — Всеволожская лесопромышленная корпорация (ВЛК), созданная на базе промышленного гиганта "Выборгская целлюлоза". ВЛК объединяет модернизированный целлюлозно–бумажный комбинат и новый, построенный в 2010–2012 годах, пеллетный завод. Также в эту группу входят фирмы ("Кареллеспром", "Форест грин", "Лес–комплект"), занимавшиеся скупкой круглого леса и поставками его на указанные заводы.
На деньги "Таврического" Сабадаш построил пеллетный завод. Бизнесмен задекларировал расходы на строительство в размере 12 млрд рублей, а затем попытался возместить НДС на 1,87 млрд, за что и поплатился свободой: в апреле 2015 года он был осужден на 6 лет строгого режима за покушение на мошенничество, так как налоговики обнаружили, что реально на стройку было потрачено в 3 раза меньше денег.

Серебро с угольком

Занявший второе место Евгений Самойлов (был сенатором с 2011 по 2013 год) вышел из структур холдинга "Ленинец", контролируемого семьей губернатора Псковской области Андрея Турчака. Свои основные бизнес–интересы он сосредоточил вокруг торговли углем, который их совместная с банком "Таврический" фирма — ООО "Инвесткомпания "Таврический" (ИКТ) — поставляла структурам Минобороны. Уголь добывался на контролируемой им шахте "Интауголь" в Республике Коми, а также скупался у других добытчиков. А закупало его у ИКТ Ремонтно–эксплуатационное управление, "дочка" ОАО "Оборонсервис". За 3 года у этого поставщика было закуплено твердого топлива более чем на 15 млрд рублей. Банк "Таврический" активно финансировал работу ИКТ, а также покупку и модернизацию шахты.
Кроме того, банк кредитовал связанные с Самойловым Сыктывкарский деревообрабатывающий комбинат, а также дорожно–строительные компании "Дивный град", "УНР–476" и "Комидорресурс". Сейчас Самойлов вместе с экс–губернатором Коми Вячеславом Гайзером проходит подозреваемым по уголовному делу об организации преступного сообщества.

Акционерына вторых ролях

Если исходить из привычной формулы, что из проблемного банка больше всех тащат его владельцы, то похоже, что бывшие акционеры "Таврического" — Сергей Сомов, Дмитрий Гаркуша, Олег Захаржевский, Иван Кузнецов, Дмитрий Кирин и др. — играли в банке отнюдь не ключевые роли. Кредиты, выданные их компаниям, на порядок меньше, чем средства, освоенные экс–сенаторами. В то же время, выкупив у банка незадолго до введения санации часть кредитов, сейчас подконтрольные им компании участвуют в банкротствах фирм Сабадаша и Самойлова. Что очень похоже на подстраховку "старших партнеров" в спорах с потерянным ими банком.