Как изменилось поведение покупателей строительных материалов и товаров для дома

Коммерческий директор оптовой компании "Внешторг" о том, как в 2015 году изменилось поведение покупателей строительных материалов и товаров для дома.

В декабре управляющие офлайн– и онлайн–магазинов строительных материалов и товаров для дома ждали продолжения новогоднего банкета распродаж образца 2014 года. Однако потребители повели себя по–другому, не пытаясь спасти обесценивающие рубли за счет пополнения домашнего запаса товаров впрок, покупали то, что нужно сейчас. Чтобы сэкономить, собственники квартир стали часть ремонтных работ выполнять сами. Выравнивание полов и стен они все еще оставляют профессионалам, а вот обои уже клеят самостоятельно. Все реже покупают импортные материалы, все чаще — напрямую у оптовиков или даже у производителей. Выросла также доля покупок строительных материалов в интернет–магазинах. Накопления у населения истощились, граждане за год поумнели, в результате закупленные под новогодние праздники товары остались нераспроданными. Объем розничной и мелкооптовой торговли в петербургском сегменте DIY снизился на 3%. Розничные цены выросли примерно на 20%, а объем продаж уменьшился вполовину. И если Москва с Петербургом удержались на краю обрыва, то регионы потеряли до 20% специализированных торговых площадок, которые ушли с рынка из–за нерентабельности или банкротства.
Мелкие розничные магазины оказались в самом тяжелом положении: в прошлом году по ним ударило снижение спроса, и потом добила экспансия сетевых гипермаркетов в регионы. Потребитель больше не выбирает то, что нравится, он покупает только то, что может себе позволить, точнее, товар с максимально возможной скидкой. При этом поставщики перестали давать отсрочки и вовремя доставлять товар, а кредиты при новых ставках стали невыгодны. Магазины вынуждены действовать решительно и не всегда по–джентльменски. Когда–то в среде строительного ретейла было принято соблюдать рекомендуемую цену и выдерживать ее примерно на равных уровнях. Сейчас розница устраивает невыгодные для себя и разорительные для конкурентов акции и распродажи, поскольку им как–то нужно закрывать существующие задолженности.
Нужно признать, что 2015 год стал годом онлайн–торговли, преимущества которой по достоинству оценили как большие, так и маленькие магазины строительных материалов и товаров для дома. Статистика воодушевляет: крупные сетевые ретейлеры в разы увеличили долю онлайн–продаж от оборота. Даже небольшие региональные игроки, вынужденные закрывать офлайн–магазины, попытались сохранить выручку за счет Интернета. Открытие онлайн–площадки способно решить проблему падения спроса лишь отчасти. Порой одного решения недостаточно, нужен комплекс мер. В кризис потребитель не столь чувствителен к торговой марке, он созрел к новым предложениям с приемлемым для него соотношением цены и качества. В этом контексте интересен опыт выпуска товаров под собственной торговой маркой магазина. Для многих локальных игроков собственный бренд может стать достойным ответом в кризис. Это тот редкий случай, когда увеличение наценки на товар проходит без последствий для потребителя.