Ледоколы просят рубля

Контракты, заключенные до девальвации рубля, принесли судостроителям одни убытки. Они просят госзаказчиков доплатить за ледоколы почти 2 млрд рублей.

Как стало известно "ДП", за доплатой на достройку судов в правительство России обратились ООО "Балтийский завод — Судостроение" (БЗС, "дочка" государственной Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) и Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, тоже входит в ОСК). Они просят доплат на достройку ледоколов, стоимость которых выбилась из сметы. Расходы исполнителей резко возросли из–за увеличения процентных ставок по кредитам и девальвации рубля, так как суда оснащаются импортным оборудованием.

Невезучий проект

БЗС требуется более 1 млрд рублей на достройку дизель–электрического ледокола 25 МВт проекта 22600, сообщили в ОСК. Дополнительные средства пойдут на закупку импортного оборудования. Контракт на строительство этого судна за 7,94 млрд рублей ФГУП "Росморпорт" подписало с ОСК в декабре 2011 года. А в марте 2012–го БЗС приступил к строительству. Передать судно заказчику планировалось в конце 2015 года.
Не прошло и 2 лет с начала резки металла, как проектировщики ЗАО ЦКБ "ОСК–Айсберг", составлявшие рабочую документацию, выявили 2,5 тыс. т избыточного веса. Такой ледокол не удовлетворит запросы заказчика. Работы остановили и занялись пересчетом. Строительство возобновилось только в феврале 2014 года — за месяц до вхождения Крыма в состав РФ. После начались проблемы с поставками комплектующих из Европы и США, а затем грянула девальвация рубля. Тогда еще, чтобы ускорить строительство судна, БЗС планировал передать изготовление надстройки германской Nordic Yards Виталия Юсуфова. Но теперь приоритеты изменились — главное не сроки, а экономия. Поэтому за надстройку БЗС взялся сам. Выделение допсредств одобрили Минтранс и Минпромторг, последнее слово — за главой правительства РФ Дмитрием Медведевым.

На грани остановки

ВСЗ просит доплатить 850 млн рублей. Контракт на строительство трех дизель–электрических ледоколов 16 МВт по 4,06 млрд рублей каждый для Росморпорта верфь получила, как и БЗС, в 2012 году. Первые два судна уже переданы заказчику. Третье на подходе. Ранее замминистра транспорта РФ Виктор Олерский заявлял "ДП", что ведомство готовит предложения правительству по компенсации убытков судозаводов по госзаказу, и в частности по ВСЗ.
Однако пока никаких решений не принято. Глава ВСЗ Александр Соловьев надеется получить дополнительное финансирование. "К апрелю мы выберем все средства. Надеюсь, мы получим финансирование, ведь третий ледокол готов на 90%", — полагает Александр Соловьев.

Вышли в ноль

С угрозой убытков столкнулось и ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" — оно строит катера для ФСБ. В изделиях используются возросшие в цене импортные комплектующие. "Мы решили этот вопрос с заказчиком. Он компенсировал валютную разницу, и мы вышли почти в ноль", — говорит гендиректор верфи Леонид Грабовец.
Европейских поставщиков, отказавшихся снабжать завод комплектующими, поменяли на китайских. Так, германская MTU перестала поставлять дизели "Алмазу" и Северным верфям. Теперь "Алмаз" перешел на китайские изделия. "О качестве китайской продукции ничего не могу сказать. Они поставляют нам продукцию сейчас. Надо ее установить, испытать. Потом делать выводы", — отметил Леонид Грабовец.