Петербургские предприятия купили 53 тыс. тонн песка, но на улицах его не видно

Автор фото: Интерпресс

Смольный рапортует, что закуплено 53 тыс. тонн песка для уборки городских улиц. По оценкам экспертов, закупка песка - минимум на 100 млн рублей. Однако через портал госзакупок удается отследить лишь малую часть этих денег.

В этом году Смольный применил инновационный подход к уборке: улицы посыпают только смесью песка и соли, причем, по словам чиновников, в смеси менее 10% соли. То есть, фактически, на улицах должен быть практически один только песок.
По официальному заявлению комитета по благоустройству, к началу нынешнего зимнего сезона заготовили 120 тыс. тонн соли и 53 тыс. тонн песка. Вообще-то это примерно столько же, сколько использовали и в прошлые "соляные" сезоны. "Соляные" - потому что дороги тогда покрывали сплошной солью. Теперь же требуются горы песка, но, даже исходя из этой официальной цифры, эти горы никто не закупал.
"ДП" опросил предприятия, которые убирают город, пытаясь понять, чем же все-таки на самом деле посыпают дороги и тротуары, и в каких количествах, купили ли песок в нужных количествах, чтобы его в смеси было 90%. Но предприятия отказались сообщать, сколько денег потратили на песок в этом сезоне. В комитете по благоустройству тоже детальной информацией не располагают.
В результате "ДП" пришлось самостоятельно, через портал госзакупок, выяснять, сколько бюджетных денег потратили на пресловутый песок и какие подрядчики эти деньги получили.
Оказалось, что поставщик песка в городе фактически один на всех - ООО "СК "Альянс" Сергея Пименова, созданное пару лет назад. С тех пор компания сотрудничает в госпредприятиями, которые убирают дороги.
Однако контракты на поставку песка в объеме 53 тыс. тонн на портале госзакупок не обнаружились. Судя по порталу, его, конечно, покупали, но в разы меньше.
Впрочем, если после этой публикации предприятия предоставят информацию о закупках и подрядчиках, которую редакция запрашивала изначально, и она докажет закупку указанных объемов, "ДП" непременно опубликует их отчеты. А пока редакции приходится опираться на собственные данные.  

Формула снега

На содержание городских дорог в этом году выделили 6,5 млрд рублей. Какая доля этих денег пошла на закупку песка, ни комитет по благоустройству, ни предприятия сообщить не смогли.
Впрочем, примерно оценить объемы такой закупки можно и самостоятельно. Берем площадь улично-дорожной сети (УДС). По сообщению комитета по благоустройству, он обслуживает 57 млн м2 УДС. Из них, к слову, более 15 млн м2 - тротуары. Затем берем рыночную цену на песко-соляную смесь. Ее легко определить - в Интернете масса предложений. Судя по ним, 1,5 тонны смеси (это около 1 м3) стоит 300-400 рублей. При этом в заказах предприятий на портале госзакупок встречаются вдвое большие цены - 700 рублей за 1 м3.
Далее - смотрим расход смеси по нормативам Смольного. Он составляет максимум 0,7 кг на 1 м2, но на тпрактике, конечно, так много песка никто не сыпет. Тут главное - сыпать песок часто, потому что он быстро стирается под ногами прохожих. Так что для добротной обработки улиц нужны внушительные объемы: гораздо больше, чем требуется соли.
Однако контракты на портале госзакупок демонстрируют нам совершенно другие цифры: закупки песка на этот сезон были крайне скромными.

Только свои

Отметим, что песок, как и соль, покупают именно сами предприятия, а не Смольный или комитет по благоустройству. В контрактах не прописана доля денег, которую предприятия должны пустить на эти цели. Как распределить 6,5 млрд рублей, в целом, они решают самостоятельно.
Также отметим, что конкуренция за эти работы стоимостью 6,5 млрд рублей среди предприятий в Петербурге - чисто символическая (см. график). Предприятия - государственные и соперничают друг с другом, по-братски делят контракты, а потом идут друг к другу же на субподряды. Заявки от новичков не проходят предварительный отбор и на конкурс не попадают. Так что система работы в них - консервативная, выработанная годами, и никак не рыночная.
Закупки предприятий, теак или иначе, по закону должны быть прозрачными. В идеале прозрачность предполагает публикацию данных на сайте предприятия: сколько денег потрачено и на что. Но к этому идеалу никто не стремится. Предприятия ограничиваются тем, что проводят закупки по ФЗ-223 (упрощенный закон о госзакупках для предприятий) через портал госзаказа, где данные изучать непросто, не имея определенных навыков использования этой системы.  

Кто и что купил

Так вот, вернемся к закупкам песка, которым, по идее, вместо соли должен быть засыпан Петербург. ГУДП "Центр", одно из крупнейших предприятий (например, обслуживает Петроградский, Адмиралтейский, Центральный, Московский и другие ключевые районы города), сообщило "ДП", что за этот зимний сезон израсходовало 4 тыс. тонн песко-соляной смеси. В АО "Гражданское" сообщили, что потратили 2,2 тыс. тонн смеси. ГУДСП "Петродворцовое" отчиталось о расходовании 2,3 тыс. тонны смеси. Эти три предприятия как раз обслуживают почти половину города, итого - 8,5 тыс. тонн смеси на полгорода.
Остальные предприятия свои данные не сообщили. При этом в комитете по благоустройству уверяют, что все предприятия вместе израсходовали 40 тыс. тонн смеси этой зимой. То есть, если на одну половину города ушло 8,5 тыс. тонн смеси, то на вторую - 31 тыс. тонн смеси? Вот такая странная снежная математика.
Поставщиком песка почти во всех закупках удивительным образом выступает одно и то же ООО "СК "Альянс" Сергея Пименова. С момента создания компании в 2014 году ее услугами активно пользуются практически все госпредприятия - "Петродворцовое", "Коломяжское", "Гражданское", "Автодор Санкт-Петербурга" и прочие. В 2015 году "СК "Альянс" получила от предприятий заказы более чем на 75 млн рублей. Услугами других поставщиков, которых в городе десятки, предприятия почему-то не пользуются.

Песочные часы

Песок в закупках крупного ГУДП "Центр" фигурирует в трех (один, второй, третий) контрактах на поставку намывного песка и в трех (один, второй, третий) контрактах на поставку карьерного сеяного песка. На все закупки потратили менее 4 млн рублей по расценкам 700 рублей  за 1 м3 песка.
Еще одно крупное ГУДП "Путь", не ответившее на вопросы "ДП", - тоже клиент "СК "Альянс". В его закупках - один небольшой заказ на щебеночно-песчаную смесь. Других крупных закупок песка не видно. Осенью прошлого года ГУДП подумывало закупить соль на 13 млн рублей, но в итоге закупку отменили.
Работы в Петродворцовом районе ГУДП "Путь" передало на субподряде ГУДСП "Петродворцовое". Последнее ежегодно обслуживает Петродворцовый район. Это ГУДСП приобрело песок по двум контрактам (первый, второй) более чем на 3 млн рублей.
На еще одном предприятии - ОАО "Коломяжское", где вопросы "ДП" назвали "странными" и ответов не дали, купили песок на 2,6 млн рублей у того же "СК "Альянс", а вот технической соли приобрели у московского поставщика "Белнефтхим-Рос" на 36 млн рублей. Как в результате добились сочетания 90% соли к 10% песка - загадка.
На остальных предприятиях ситуация аналогичная. В общей сложности предприятия провели закупки менее чем на 20 млн рублей.

Не было счастья, да беда помогла

Несколько собеседников "ДП", знакомых с ситуацией, высказали одно и то же мнение: после секвестирования бюджета предприятиям пришлось на чем-то экономить, и экономить решили на соли и песке. Вот только соль, к тому моменту, уже была закуплена. А вот песок - нет. На него расходы и сократили. Тем более, тогда еще не было принято решение посыпать улицы песком, а не солью.
"Из-за состояния ливневой канализации Петербург сейчас без соли обходиться не может. В этом году дороги не обрабатывают, потому что на соль и песок, по всей видимости, не хватило бюджета. Проверить это легко. Трасса категории А должна быть убрана в течение 2 часов. Если вы пересекаете район и видите, что ее не убрали и не обработали, значит, работы там толком не ведутся. Когда наше предприятие работало над уборкой города, за такой гололед, как сейчас, увольняли", - говорит президент холдинговой компании "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко.
Также знакомые с ситуацией игроки рынка предполагают, что неожиданное решение комитета по благоустройству очень удачно приподнесли горожанам, пояснив, что хотят освободить город от надоевшей соли. Горожане и сами об этом давно просили. При этом чиновники понимали, что никто не станет вникать: закупили ли песок, кто его поставляет, почему на улицах скользко, и так далее. Главное - нет соли. В итоге довольными остались все. По крайней мере, сейчас, - пока на радостях от отсутствия соли получается не обращать внимание на жуткий гололед.   
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга не осуществляет закупки песка и соли – этим занимаются специализированные дорожные предприятия, осуществляющие работы по уборке улично-дорожной сети. В соответствии с утвержденным планом, с учетом остатков прошлого года, предприятиями на начало зимнего сезона 2015-2016 было заготовлено 120 тыс. тонн соли и 53 тыс. тонн песка. Предприятия самостоятельно закупают все необходимые материалы для обеспечения безопасности движения на дорогах по мере надобности. В соответствие с 223-ФЗ вся информация о закупках песка и соли, в том числе – данные о поставщиках, размерах поставок и их стоимости - размещается на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. В этом сезоне было принято решение использовать для противогололедной обработки только песок, 10 %-ную песко-соляную смесь и солевой раствор (при колебаниях температуры около нуля в сухую бесснежную погоду). В связи с этим, никакие реагенты для обработки дорог и тротуаров зимой не закупались и не использовались. С начала зимнего сезона (октябрь 2015 года) предприятиями израсходовано почти 40 тысяч тонн песко-соляной смеси и 18 тысяч тонн соли (для приготовления ПСС и солевого раствора – в чистом виде соль в этом сезоне не используется). В период снегопадов в январе 2016 года не только дорожные предприятия, но и специалисты комитета, работающие в самых разных подразделениях, перешли на круглосуточный режим работы. К обычным делам днем добавились вечерние, ночные и утренние объезды, совещания два раза в день, на которых принимались оперативные решения. Первый мощный снегопад, во время которого снег не топили, а собирали в валы и вывозили, показал, что курс выбран правильный. В комитет и дорожные предприятия пришли, без преувеличения, сотни благодарных писем. Петербуржцы увидели свой город белым – с нескользким накатом, горками чистого снега, без едких луж. Вывоз снега шел круглосуточно, к концу месяца он приблизился к 1 млн кубометров. Важно, что в этом январе дорожники по-другому посмотрели на свой труд – они не привыкли к благодарностям, лишь к вечному, тоскливому, навязшему в зубах - «зима наступила для коммунальщиков неожиданно», которое звучало даже тогда, когда они дни и ночи проводили на работе. Конечно, не все шло так, как нам хотелось бы. К тому же, в январе погода выложила, кажется, все возможные испытания для дорожников: аномальные морозы в один день менялись оттепелями, после залповых снегопадов приходили ледяные дожди. Мы по-прежнему, придерживались выбранной тактики – уборка без соли и реагентов, сосредоточившись на прометании и вывозе снега во время снегопадов, на прометании и посыпке песоком скользких мест во время оттепели. Не все справились с поставленной задачей. Результатом этого стало увольнение 30 января начальника одной из колонн Центрального района. Еще одно увольнение пришлось на начало снегопадов – работы лишился начальник колонны, применившей на одной из улиц соль в чистом виде. Тем не менее, в течение суток после потепления в Петербурге, ледяного дождя и снега проезжая часть была очищена до асфальта и открыта для свободного движения. Но это оно, конечно, «само». После завершения зимнего сезона обязательно проанализируем каждый шаг и сделаем выводы. Не исключено, что в будущем будем сокращать количество соли в песко-соляной смеси до 2-5% (в этом году смесь заготовлена из расчета 5-10%). Есть понимание, что необходимо закупать больше погрузчиков и самосвалов, если мы делаем ставку на вывоз снежных масс. Будем оптимизировать все рабочие процессы, добиваясь максимальной эффективности в рамках выделенных средств и имеющихся возможностей. Но уже сегодня статистика специальных служб показывает, что мы на правильном пути. В январе 2016 года число дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями сократилось на 18% по сравнению с январем 2015 года. Количество травм, полученных из-за гололеда уменьшилось на 10%.
Комментарий
Комитет по благоустройству