Компания “Слетать.ру”, известная как сервис для поиска туров, заявила о намерении стать туроператором выездного туризма. Участники рынка нового конкурента пока не боятся, но отмечают, что в рукаве у него может оказаться несколько козырей.
Несмотря на то что последние 2 года для выездного туризма были точно не самыми лучшими, в начале января участники рынка делились относительно позитивными прогнозами на 2016 год. Новых банкротств, во всяком случае, не прогнозировали, а некоторые даже заявили о том, что в наступившем году на рынок могут выйти несколько новых игроков. Появление новых туроператоров внутреннего и въездного туризма могло бы выглядеть оправданным, но кто решится в кризисные для отрасли времена выйти на рынок выездного туризма?
Недавно как раз определился первый кандидат — сервис поиска туров “Слетать.ру”, заявивший о своем намерении заняться именно выездным туризмом. Причем речь не о каких-то мифических перспективах — новый туроператор должен начать продажу туров менее чем через месяц. Об этом сообщается на сайте компании, где также ведется посекундный обратный отсчет, демонстрирующий, сколько осталось до запуска продаж. Уже даже известно, что первые туры будут сформированы с учетом вылета именно из Петербурга. Генеральный директор “Слетать.ру” Андрей Вершинин надеется, что проект выйдет на самоокупаемость к концу года.
"Сейчас рынок формируется заново. Из Петербурга год назад ушли крупные игроки. А мы готовы занять освободившееся место — доверие к бренду "Слетать.ру" на рынке есть. Кроме того, к решению нас подталкивает наша розничная сеть — 280 агентств, — которой нужен качественный продукт", — так в компании объясняют желание выйти на рынок именно сейчас.
Портал “Слетать.ру” хорошо известен петербургским агентствам: по оценкам Северо-Западного представительства АТА, сайтом компании пользуется около 80% агентств. Еще около 40% стабильно работающих агентств Петербурга использует платные услуги “Слетать.ру”, такие как выгрузка блока подбора тура на сайт турфирмы и создание сайтов. Туроператоры же воспринимают “Слетать.ру” как удобную площадку для продвижения и продажи своего продукта. Но широкая известность бренда, считают специалисты, может и не помочь компании в новом начинании.
Место найдется
По данным
АТОР, в 2015 году количество компаний, работающих на выездных направлениях, сократилось на 70%, а падение спроса в этом сегменте составило 31,4%. Сейчас в Петербурге работает 76 туроператоров выездного туризма. Многие из них отмечают существенное падение продаж.
А в Северо-Западном отделении
РСТ объясняют, что рынок выездного туризма делят те, кто может и хочет продавать чартерные программы, а также компании, предлагающие туры на регулярных рейсах. Последние, как правило, ориентируются на определенный сегмент — от паломнических туров в Грецию до рыбалки в Финляндии. Учитывая постоянно сжимающийся рынок выездного туризма, проще и логичнее примкнуть именно к рядам последних. Там место еще найдется, а если предложить уникальный продукт, то можно надеяться на поток клиентов, который позволит выжить.
"Что касается рынка выездного туризма, то он сейчас не так велик, как хотелось бы. И всем очевидно, что он только сжимается. Но если компания выбирает для себя какую-то определенную нишу, которая, как она считает, еще не занята, то выход такого туроператора на рынок и его дальнейшее существование в принципе возможно", — рассуждает Анна Подгорная из "Пегас Туристик".
Где же ниша?
Пока на сайте новоявленного оператора содержится лишь информация о том, что предлагать он будет туры по популярным направлениям; причем среди популярных числятся даже такие страны, как Ирландия, Коста-Рика и Оман. В самой компании об определенных направлениях тоже не говорят, отмечая, что "пока важнее отработать технологию, чем предлагать широкий, но "сырой" ассортимент". То есть о какой-то определенной нише речи пока не идет.
"Сейчас на российском рынке турпакет — это просто общая информация о направлении без конкретики. Доходит дело до покупки, и тут оказывается, что в этом отеле мест нет, давайте поменяем, вылететь в эти даты не получится, давайте посмотрим варианты. И цена немножко повыше, конечно. "Слетать.ру" сразу покажет конечную цену. Наш товар можно купить здесь, сейчас и по конкретной цене", — так описывает основное отличие нового туроператора Андрей Вершинин.
Удивлять, судя по всему, планируется скоростью работы и актуальностью информации, а вот представители агентств уверены, что гораздо интереснее была бы низкая цена. "Агентства будут потихоньку присматриваться к новому игроку, пробовать, бронировать, с осторожностью, конечно. Но они сейчас больше ориентируются на низкие цены. Так что если "Слетать.ру" будет готов демпинговать и выставит конкурентоспособные цены, то агентства могут заинтересоваться", — объясняет Ирина Семенова, представитель АТА в Северо-Западном регионе.
Логично, что, продавая туры с билетами на регулярные рейсы — а именно так планируют делать в "Слетать.ру", — предложить цены лучше, чем у туроператоров, работающих с чартерами, скорее всего, не получится. Но руководство компании предусмотрело это и заявляет о своем намерении начать с тех направлений, чартеров на которые никто не ставит.
Дорогие конкуренты
Даже если не удастся предложить туры по минимальным ценам и удивить потребителя моментальным бронированием, то у нового туроператора могут найтись другие способы выживания. Являясь для ряда туроператоров площадкой для продажи туров, “Слетать.ру” может просто повысить стоимость своих услуг. В таком случае компаниям-конкурентам, вынужденным платить больше за продвижение туров, придется повысить и конечную цену продукта. Участники рынка предполагают, что вероятность такого развития событий крайне велика.
Многие из тех, для кого “Слетать.ру” всего через месяц из партнера превратится в конкурента, отмечают, что компания известна своей технологичностью, и предполагают, что этот фактор может помочь им выжить на туристическом рынке в непростые времена. Также новоявленному туроператору может сыграть на руку огромный опыт наблюдения за игроками рынка, большинство из которых выставляли свои предложения на портале “Слетать.ру”.
В компании "Питертур" поясняют, что за время своего существования на рынке “Слетать.ру” научился выстраивать коммуникации между туроператорами и агентствами и этот опыт, бесспорно, сыграет ему на руку, когда он выйдет на рынок туроперейтинга. И все же пока действующие участники рынка не боятся нового конкурента.
"Слетать.ру" зарекомендовал себя как хороший специалист в сфере IT, лично для нас он важный партнер, предоставляющий площадку для продаж нашего продукта. Но сейчас он займется бизнесом, который целиком завязан на человеческих ресурсах. Это будет непросто, и есть вероятность, что это будет отвлекать его от основной деятельности, в которой он уже преуспел”, — объясняет Юлия Большакова, генеральный директор туроператора “Питертур”.