Как изменился рынок ОСАГО в 2015 году

Директор филиала СПАО "Ингосстрах" в Петербурге Владимир Храбрых - о том, как изменился рынок ОСАГО в 2015 году.

В 2015 году на рынке ОСАГО произошло много перемен. 1 апреля прошлого года были увеличены выплаты по жизни и здоровью потерпевших до 500 тыс. рублей, с 12 апреля произошло повышение тарифа на 40%. Импульс, заданный первыми за многие годы изменениями в тарификации ОСАГО, вывел сегмент автогражданки на новую ступень развития. Полным ходом идет реформирование отрасли, система ОСАГО кардинально перестраивается. В прошлом году произошло то, о чем 2 – 3 года назад нельзя было и подумать, — ОСАГО постепенно замещает каско на рынке автострахования. Уже в октябре прошлого года средняя выплата по ОСАГО впервые превысила средний размер возмещения по каско и составила 61 тыс. рублей.
Показатель величины средней выплаты постоянно растет, происходит обострение конкуренции. Страховщики стали эффективнее работать благодаря введению Единой методики расчета ущерба и выплатам по здоровью и жизни на основе специальных расчетных таблиц. Компании стараются максимально упростить процедуры получения возмещения, выданы первые направления на восстановление ущерба в натуральной форме. Одни страховые компании вводят сервисы по организации ремонта, другие напрямую работают с техстанциями. Это правильное целеполагание — совершенствование системы ОСАГО, выведение его в основной вид автострахования. Как на фоне макроэкономического кризиса, так и на фоне положительных тенденций в ОСАГО доля каско будет неуклонно сокращаться.
Вектор у всех этих изменений один, и он направлен в сторону клиента. Страхование становится клиентоориентированным, и это отличный путь к тому, чтобы через 5 – 10 лет ОСАГО перешло в фазу рыночного страхования. Именно сегодня закладывается фундамент для будущей свободной тарификации, неограниченных страховых лимитов. Автовладельцы в свете происходящих событий стали задумываться и заботиться о своей страховой истории. Страховщики фиксируют рекордное количество запросов на исправление КБМ (коэффициент бонус–малус). Люди осознали: чем аккуратнее вождение, тем выгоднее страхование. Рынок шел к этому более 10 лет. Сейчас разрабатываются инициативы по введению повышенных коэффициентов для злостных нарушителей ПДД. Общество стало понимать, что эти обязательства перекладываются на аккуратных автовладельцев. Смена парадигмы страхового поведения вызывает только положительные эмоции.
Страховщики в то же время испытывают постоянный рост ответственности. По итогам 2015 года средний убыток в Петербурге вырос на 35% по сравнению с 2014 годом, что отражается и на убыточности — по нашему опыту скажу, что в среднем за последний год она выросла почти на 10%. Нужно также учитывать, что рынок еще в полной мере не почувствовал убытков по жизни и здоровью. В дальнейшем их доля будет постоянно увеличиваться. Вполне вероятно, к концу II квартала 2016 года автостраховщиков захлестнет очередная волна убыточности. Поэтому вопрос о новом повышении тарифов в условиях высокой волатильности рубля и дорожающего ремонта остается открытым.