Автомобильные перевозки между Россией и Польшей могут остановиться

Автор фото: Михаил Тихонов

Грузовые автоперевозки между Россией и Польшей могут остановиться с 1 февраля из-за того, что страны не могут договориться об обмене разрешениями. Дальнобойщики готовы добираться в Европу на паромах.

Об угрозе прекращения международных автомобильных перевозок между Россией и Польшей сообщил Минтранс. Причина в том, что транспортные власти двух стран не смогли договориться о количестве разрешений на перевозки грузов транспортными компаниями Польши и России. Согласно действующему межправительственному соглашению, Минтранс РФ и соответствующее ведомство Польши должны ежегодно обмениваться определенным равным количеством бланков разрешений на перевозки грузов автомобильным транспортом между обоими государствами или транзитом по их территориям. То есть если, например, Россия дала Польше 100 разрешений, то и Польша должна вернуть России то же количество. А все, что сверху 100, оговаривается сторонами на особых коммерческих условиях.
В этом году переговоры об обмене разрешениями между Россией и Польшей на 2016 год зашли в тупик. Польша отказывается выдавать разрешения российским перевозчикам, а это значит, что ни польские, ни российские компании не смогут пересекать границу двух государств уже с 1 февраля.
Состоялось уже несколько раундов переговоров, но все они прошли безрезультатно. Поляки недовольны ужесточением госконтроля над международными автоперевозками. Такой вывод следует из приведенных на сайте Минтранса выдержек из письма заместителя министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмита. В этом послании польский чиновник уже не в первый раз заявляет, что Польшу не устраивают новые требования российского законодательства в сфере регулирования международных автомобильных перевозок. В частности, поляки недовольны тем, что контроль за разрешениями стал более тщательным, а штрафы за отсутствие документов повышены до 400 тыс. рублей. Теперь не только на границе, но и в месте разгрузки надзорные органы могут проверить, на каком основании иностранный перевозчик находится в России.
Минтранс РФ предлагает продлить переговоры до 15 февраля и не прекращать автомобильное сообщение между странами. Но поляки пока непреклонны.
"Последний раз встречались с поляками в Светлогорске, в Калининградской области, а до этого в Варшаве. Всякий раз поляки настаивали на выделении им дополнительных разрешений, но Минтранс РФ отказывал. Поляки в последнее время стали очень часто и много возить грузов в Россию. Они серьезно теснят наших перевозчиков. Министерство пытается отстаивать интересы своих компаний", — объясняет директор ЗАО "АД-Системс" Геннадий Паластров. Он добавляет, что через Польшу сейчас в Россию стало идти больше товаров, произведенных в третьих странах, но перетаренных и расфасованных в Польше.
При этом в документах Польша указывается как страна происхождения товара. А это значит, что границу с Россией польский перевозчик пересекает по двустороннему разрешению, а не по документу, дозволяющему ввозить груз в РФ из третьих стран — такие разрешения лимитируются особым образом. В результате, как отмечают российские перевозчики, они остаются без грузов и теряют свои позиции на европейском рынке.
В первую очередь пострадают перевозчики из Центрального федерального округа, которые чаще других ходят в Польшу. "Наши перевозчики везут товары из Польши только в Петербург, а в другие страны можно поехать, минуя Польшу — через Украину, Белоруссию, страны Балтии, на пароме", — говорит глава северо-западного филиала АСМАП Александр Дацюк.
По оценкам местного АСМАП, местные перевозчики преимущественно ездят в Скандинавию (80% рейсов). Конечно, бывают заказы в Германию, Голландию, Италию. Но в этом случае паромы в помощь.
Из-за конфликта с Украиной маршрут через эту страну для российского перевозчика не самый предпочтительный. Сейчас в качестве основного прорабатывается другой маршрут: из Петербурга в Латвию, а оттуда на пароме, например, в Германию. "Не вижу проблем. Сегодня из Петербурга, из Бронки, паромом можно отправиться во многие страны Европы. Из-за парома перевозка в целом подорожала бы на 15-20%", — говорит исполнительный директор ООО "Феникс" Алексей Шуклецов.
Разногласия России и Польши существенного влияния на рынок не окажут, полагает генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс. По его мнению, товары будут ввозиться в Россию через Белоруссию — с ней у поляков нет никаких проблем. "Белоруссия благодаря политике нашего правительства уже вырвалась в мировые лидеры экспортеров цитрусовых, светлых нефтепродуктов", — добавляет Руслан Кисс.
Из-за введенного Россией продовольственного эмбарго в ответ на санкции стран Запада, девальвации рубля, а также падения цен на нефть товарооборот России с остальным миром за 11 месяцев 2015 года сократился на 34%, до $480 млрд. А с Польшей товарооборот в денежном выражении упал на 41%, до $13 млрд.
Похожий конфликт разразился между Польшей и Россией 3 года назад. Тогда поляки тоже требовали больше разрешений, в итоге страны договорились. Скорее всего, договорятся и в этот раз. Ведь в перевозках между Польшей и Россией доля поляков превышает 70%, а российским компаниям остается менее 30%. То есть поляки рискуют потерять больше, чем российские компании.