Сейчас в Петербурге торговая недвижимость представлена в основном торговыми центрами. Но и знакомый горожанам еще с советского времени формат универмага продолжает существовать – уже в модернизированном виде.
Некоторые универмаги существуют уже не один десяток лет. Например, универмаг "Московский" 26 января отмечает свое 50-летие. Он открыл свои двери для покупателей еще в 1966 году. В свое время здесь активно внедрялись передовые форматы ретейла, среди которых первые в советской торговле отделы самообслуживания, специализированные секции и оснащение торговых залов электронной техникой. "Уникальность магазина в том, что сохранен столь редкий сейчас формат универмага и есть приятная возможность подобрать полный гардероб за один визит для всей семьи", — отмечают в "Московском".
Основное отличие универмага от торгового центра — единое торговое пространство, разделенное по товарным группам или тематическому признаку. Например, универмаг "Московский" имеет четыре торговых зала, расположенных по обеим сторонам Московского проспекта: "Мир женщины", "Территория мужчины", "Детский стиль", а также зал "Подарки и декор", где представлены также сувениры и предметы интерьера.
Впрочем, со временем формат универмага все-таки претерпел изменения, и сейчас часть площадей сдается в аренду. По мнению экспертов, универмаги сейчас развиваются в основном как набор коммерческих площадей в формате стрит-ретейл — и это наиболее оптимальное их использование. "Помещения в универмагах, которые расположены на торговых магистралях с интенсивными пешеходными и транспортными потоками, востребованы ретейлерами, — отмечает Ольга Аткачис, руководитель департамента Retail компании Colliers International в Санкт-Петербурге, — помещения в универмагах, которые расположены на торговых магистралях с интенсивными пешеходными и транспортными потоками, востребованы ретейлерами". И если универмаг расположен на первой линии оживленного проспекта, то претендентов на помещения в листе ожидания будет больше, чем количество площадей, несмотря на сложные конструктивные особенности такого формата торговли. Например, на территории "Московского" расположены магазин сети парфюмерии и косметики "Рив Гош" премиального формата с корнером нишевой парфюмерии, рестораны, отделения банков, ателье, ремонт обуви, часов и телефонов.
Необходимо отметить, что универмагам приходится существовать в жесткой конкурентной среде. Так, по данным JLL, Московский район входит в число лидеров по объему торговых площадей в качественных торговых центрах в Санкт-Петербурге: по общему объему предложения (353 тыс. м2) он занимает второе место в городе, уступая только Приморскому району. А с точки зрения обеспеченности торговыми площадями он занимает первое место с показателем 1082 м2 на тысячу жителей.
Кроме того, Московский проспект — один из основных торговых коридоров города с точки зрения стрит-ретейла; на нем представлено около 500 объектов стрит-ретейла. Доля свободных помещений по итогам 2015 года здесь составила 7,4%, и в течение прошедшего года этот показатель менялся незначительно. В достаточной мере представлена и крупноформатная торговля — общая площадь гипермаркетов в районе составляет 130 тыс. м2. В 2015 году развитие торговой недвижимости в Московском районе было гораздо активнее, чем в других частях города, отмечают в Colliers International. Здесь открылись два торговых центра: первый профессиональный аутлет Outlet Village Pulkovo, а также вторая очередь ТРЦ "Питер-Радуга".
В такой ситуации необходимо обладать конкурентными преимуществами, выделяясь на общем фоне. Например, за счет четкого позиционирования. В "Московском", например, сделали ставку на премиальный сегмент — здесь представлены более двух сотен премиальных европейских брендов. В таком же формате работает, например, ДЛТ.
"Зона Московского проспекта вблизи станции метро "Московская", там, где расположен и Московский универмаг, является лидером по максимальным ставкам на этой магистрали", — рассказывает руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Санкт-Петербурге Анна Лапченко. Здесь находится большое число качественных помещений открытой планировки, с большими витринами, с возможностью парковки. От метро "Московская" следует ряд маршрутов до пригородов, включая Пушкин, Павловск, Гатчину и т.д., что обеспечивает высокий трафик.