Авиаперевозчики снижают цены, пытаясь догнать поезда

Автор фото: Сергей Коньков

Средние цены на авиаперевозки из Пулково в начале 2016 года снизились на 1,26%. Дешевеют не только внутренние, но и международные направления. Главная причина такой динамики — жесткая конкуренция авиаперевозчиков друг с другом и с железнодорожниками.

В январе 2016 года средние цены на авиабилеты с вылетом из Петербурга снизились на 1,26%, до 7043 рублей, подсчитали аналитики туристического сервиса "Туту.ру". В основном дешевеют перелеты внутри страны. Но, как ни странно, несмотря на резкую девальвацию рубля, цены на полеты по международным направлениям в рублях выросли не очень сильно, а по некоторым маршрутам даже снизились. Таким образом авиаперевозчики пытаются сохранить свою долю на падающем рынке. С осени 2014 года, когда началась резкая девальвация рубля, спрос на авиаперевозки, прежде всего по международным направлениям, пошел на убыль. Например, пассажиропоток Пулково по международным линиям за прошлый год, по предварительным оценкам, сократился примерно на 20%. И рост пассажиропотока по внутренним направлениям не компенсирует провала.
Среди внутренних направлений наиболее стремительно дешевеет один из самых популярных маршрутов в стране: Петербург — Москва. Средняя стоимость перелета между двумя столицами к январю 2016 года по сравнению с январем 2015 года снизилась на 8,6%, до 3195 рублей.
Такая динамика объясняется сильной конкуренцией авиаперевозчиков с железнодорожниками, которые наращивают объемы перевозок между Петербургом и Москвой высокоскоростными поездами "Сапсан". Так, с августа 2014 года между столицами курсируют сдвоенные "Сапсаны" (сейчас ежедневно ходят 11 пар поездов, а в планах РЖД довести объем до 30 пар).
Стоимость проезда в "Сапсанах" за счет регулярно проводимых акций ОАО "РЖД" последовательно снижается. Так, с 19 января железнодорожники снизили минимальную цену билета на "Сапсан" до 999 рублей. В Октябрьской железной дороге подсчитали, что за прошлый год высокоскоростными поездами воспользовались примерно 4 млн пассажиров, что на 16,4% больше, чем в 2014 году. В этом году впервые, как ранее писал ДП, железнодорожники начали возить между Петербургом и Москвой больше пассажиров, чем авиаторы. Им хранят верность в основном те, кто летит через Москву транзитом.
Транзитных пассажиров в этом году в московских аэропортах, вероятно, станет больше, так как цены на полеты из Москвы по многим направлениям становятся дешевле, чем из Петербурга. Например, как отмечают эксперты, рейсы из Москвы в Берлин практически не изменились в цене, а из Петербурга подорожали. Аналогичная ситуация в направлении Тель-Авива.
Впрочем, по некоторым международным направлениям авиаперевозчики снизили цены и из Петербурга. Например, в Испанию из Пулково в январе этого года можно улететь в среднем за 11 тыс. рублей, а год назад цена билета в этом направлении превышала 14 тыс. рублей (цена в евро упала с 250 до 143). Подешевели также полеты в Азербайджан, Грузию, Таджикистан, Казахстан.
Стоит отметить, что в среднем все европейские направления подорожали в рублях весьма скромно (на 14,5%), учитывая, что рубль за тот же период обесценился почти на 60% (в евро цены снизились в среднем на 20%).
Такую динамику цен на международных направлениях директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак объясняет обострением ценовой конкуренции между авиаперевозчиками. "Никакие затраты у авиакомпаний не снизились. Просто они понимают, что если повышать цены в соответствии с изменением курса рубля, то летать никто не будет, так как доходы населения сокращаются", — объясняет Борис Рыбак.
Там, где конкуренция снижается, — цены растут. Так, путешествие из Петербурга в Киев после запрета прямого авиасообщения с Украиной подорожало более чем вдвое. Теперь улететь туда можно только с пересадками в основном иностранными авиакомпаниями: "Белавиа", Turkish Airlines, LOT — Polish Airlines, Air Baltic, Air Moldova, Air France, Lufthansa, FinAir, Czech Airlines. До санкций Киев был одним из самых экономичных авианаправлений за границу, а сейчас цены выше чем во многие европейские столицы — в среднем 11 тыс. рублей.
На тех внутренних направлениях, где конкуренция не особенно сильна, цены тоже заметно растут. Например, средняя цена билета из Петербурга в Ростов-на-Дону поднялась на 23%, до 6,9 тыс. рублей, полет в Сочи подорожал на 9,7%, до 8,3 тыс. рублей.