Искусство дольше биографии

Выставка "Иван Сотников.Живопись XX–XXI веков"

Выставка Ивана Сотникова в Новом музее на Васильевском запомнится как самое яркое событие в петербургской художественной жизни зимы 2015–2016 гг. В ней есть все, что мы ждем от искусства, — и даже серьезный бонус. Во–первых, удивительно много отличной, страстной и оголтелой живописи. На фоне унылого постконцептуалистского пережевывания политологических монографий и модной философской публицистики просто невероятно, что современным искусством все еще занимаются не только вежливые, общительные особы с организационными навыками. Иван Сотников был человек страстей и в искусстве своем жил напропалую. Его живопись называют неопримитивизмом, неоэкспрессионизмом, трансавангардом. В молодости художник был одним из основателей движения Новых диких — анархистов по духу, гедонистов по призванию и рыцарей художественной воли по сути отношения к искусству. Человек екатерининской эпохи, что и говорить. Такие художники оправдывают существование арта, какие бы дежурные формы он сегодня ни принимал. Выставка в Новом музее убедит даже скептика в том, что искусство как таковое превозмогает рутину, порождаемую всеми вместе взятыми арт–центрами и креативными кластерами. Оно заражает жаждой жизни.
Во–вторых, это очень точный рассказ о художнике, наследие которого велико, и показать дельно и увлекательно его творчество в четырех, пусть и вместительных, залах — задача по силам для того, кто понимает и любит его живопись. Экспозиция строится на основных темах и мотивах произведений Сотникова. Тут и знаменитые отплясывающие танец пого елки, и проплывающие на параде счастливых и невиданных существ рыбы, явленные из диких соцветий, и заснеженная Вырица, где началась история Сотникова как священника отца Иоанна, и пейзаж всех пейзажей ночной Петербург, и серия "Компьютерные игры", выдающая в художнике знатока народной культуры. Он коллекционировал наивное искусство, как когда–то увлекались лубком и творчеством кустарей русские футуристы. Открывается выставка посвящением Михаилу Ларионову — неотразимой Венерой.
Last but not least: это выставка о дружбе, с которой начинались Новые дикие в 1980–е, которая позднее сплачивала художников Новой академии и которая, без сомнений, вдохновит многие будущие арт–проекты. Искусство, помноженное на страсти, ревность и верность, длится дольше, чем биография.