Почему в Петербурге практически невозможно найти сувениры местного производства

Председатель правления ассоциации "Народные художественные промыслы и ремесла Санкт–Петербурга" Вадим Савченко о том, почему в Петербурге практически невозможно найти сувениры местного производства.

В нашу ассоциацию входит 30 предприятий и около 100 ИП, которые занимаются народными промыслами и ремеслами, — это художники, мастера по изготовлению изделий из дерева, камня, металла, фарфора и так далее. У петербургского ремесленничества вековые корни: мастера, которые точили ложки из можжевельника, делали оловянных солдатиков, шили кукол — героев театральных постановок, работали в городе и в XVIII, и в XIX, и в XX веке.
Но сейчас сувениры, которые продаются с лотков во всех знаковых туристических местах, на 50% китайские и на остальные 50% — не петербургские. А где же петербургские сувениры, знаковые произведения петербургских мастеров и художников? Меня всегда спрашивают на выставках, увидев наши изделия: где это можно купить? Нигде, отвечаю. Или — спросите у руководства города, которое до сих пор не может решить эту проблему.
Наша ассоциация обращалась с предложением открыть специальный центр народных промыслов и ремесел еще к прежним руководителям Петербурга. В середине 2000–х они требовали у комитетов экономики и культуры дать нам подходящее льготное помещение. Помочь открыть такой центр, какой, например, работает в Венеции, также большом туристическом центре. Там туристов ведут в мастерские — показывают им, как делается муранское стекло, как расписываются керамика и фарфор, как шьют кожаные сумки — это делают начиная с XIII века. И я совершенно точно знаю, так как бывал во многих странах с делегациями ремесленников, что такие места получают специальную поддержку государства, местных властей. Например, прекрасный опыт имеется в прибалтийских республиках — там есть и центры, и рынки ремесленников. В Париже сувениры местного изготовления продают на набережной Сены. Продажу изделий ремесленников разрешили тем антикварам, которые торговали букинистической литературой. Отлично поставлена поддержка ремесленничества в Норвегии, Финляндии, даже в Египте.
Власти понимают, что оригинальные локальные сувениры и изделия формируют в том числе имидж города, несут в себе его частичку, которую никогда не заменит китайская матрешка нередко со зверским лицом. Однако в нашем городе сделано так, что именно массовые серии китайского ширпотреба, цена которых, конечно, меньше, чем местных изделий, продаются повсеместно, а петербургские умельцы со своим товаром скитаются по другим городам на ярмарках.
Нам предлагают на общих основаниях принимать участие в аукционах на земельные участки и помещения. Но я не видел еще ни одного предпринимателя, который бы выиграл такой аукцион и потом смог бы это помещение или участок эксплуатировать без проблем. Мы не нефтяники и не торговцы алкоголем, у нас нет маржи в тысячу процентов, чтобы принимать участие в аукционах. Льготная аренда для ремесленников есть в Москве, Новгороде, Суздале, Астрахани. Может быть, опыт этих городов для нас не достойный пример? По закону о народных художественных промыслах нам обязаны предоставить возможность торговать. Но вот власти нас не слышат много лет, и отрасль потихоньку угасает. А могла бы развиваться и обеспечивать прежде всего самозанятость, поддержку традиционных профессий. Словом, кустарям надо дать возможность работать в Петербурге — создать центр художественных промыслов и ремесел.