Дистрибьюторы алкоголя открывают супермаркеты — в Петербурге заработала новая сеть "Виньон"

Автор фото: Ковалев Петр
Генеральный директор сети супермаркетов "Виньон" Петр Грек.
Генеральный директор сети супермаркетов "Виньон" Петр Грек.

Несмотря на тяжелые времена, когда продажи алкоголя постоянно падают, дистрибьюторы не боятся начинать новые проекты в рознице. Акционеры ГК "Бастион" могут открыть до 10 супермаркетов "Виньон" в Петербурге и вывести проект в Москву.

В конце прошлого года в Петербурге начали работу два алкогольных супермаркета "Виньон". Они расположены на Коломяжском проспекте и на проспекте Большевиков. В случае их успеха ООО "Союз" (управляет проектом) готова открыть сеть из 10 объектов в Петербурге и выйти в Москву.
В числе совладельцев ООО "Союз" — акционеры дистрибьютора алкоголя ГК "Бастион" Леонид Друкин и Антон Михайлов, а также Петр Грек, бывший коммерческий директор сети аптек "Первая помощь". По данным СПАРК, Леониду Друкину, Антону Михайлову и его брату Вадиму Михайлову принадлежит по 31,27% в ООО "Всемирная импортная компания" (ГК "Бастион"). Ее оборот в 2014 году составлял 3,3 млрд рублей. Это один из крупнейших дистрибьюторов алкоголя в Петербурге.
Как рассказал генеральный директор сети "Виньон" Петр Грек, он уже 2 года работает в ООО "Вик" заместителем директора и в прошлом году предложил дополнить дистрибьюторское звено розничным. Акционеры компании одобрили инициативу в том числе потому, что у него есть опыт в развитии розницы.
Особенность супермаркетов "Виньон" — в сочетании алкоголя и гастрономического сопровождения, продуктов. Ассортимент каждого супермаркета насчитывает более 3 тыс. наименований алкоголя и около 1 тыс. наименований продуктов ежедневного спроса.
Общая площадь одного супермаркета — около 300 м2. "Первоначально мы планировали открывать более крупные магазины, винные гипермаркеты площадью около 500 м2, но из-за кризиса решили занимать меньшую площадь", — рассказывает Петр Грек. Сейчас компания ищет помещения для расширения сети, не только в спальных районах, но и местах с высокой проходимостью. Инвестиции в один объект, по данным компании, составляют 7-10 млн рублей.
Магазины вместо импорта
Как пояснил Петр Грек, положение дистрибьюторов сейчас незавидное и вариантов дальнейшей работы осталось немного. Или сосредоточиться на эксклюзивном алкоголе, но это все равно будет импорт, который сильно подорожал и стал невыгодным. Или продавать алкоголь под собственной торговой маркой (СТМ), чем "Бастион" уже занимается: шампанское "Сопрано", коньяк "Кивер". Или же открывать свои магазины.
"Бастион" — серьезный игрок, который более 10 лет успешно работает на рынке, у него за плечами опыт и финансовые возможности, поэтому я верю в реалистичность поставленной цели в 10 магазинов", — говорит Максим Черниговский, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка. По его словам, "Бастион" в условиях падения импорта усиливает продажи алкоголя под СТМ, которые начал развивать одним из первых, а также успешно занимает нишу тех дистрибьюторов, которые за последний год уходили с рынка. "Сочетание алкоголя и продуктов тоже оправданный шаг, поскольку торговать только алкоголем уже тяжело, конкуренция в этом сегменте усиливается", — говорит Максим Черниговский.
"Идея открытия своей сети не новая, она пользуется популярностью у импортеров алкоголя, которые получают гарантированный сбыт без рисков, стандартных для работы с ресторанами или региональными сетями", — говорит Сергей Худяков, представитель "Марин Экспресс" (импортер вина). Концепция у супермаркетов тоже интересная, но успех будущей сети зависит от грамотности управления и местоположения будущих магазинов, убежден он.
"Запуск собственной розницы оправданный шаг для дистрибьютора при условии достаточного объема ресурсов и широты ассортиментной матрицы, но в среднесрочной перспективе осуществить такие планы очень тяжело – практически все хорошие места заняты", — говорит Вениамин Грабар, президент группы "Ладога"  (управляет сетью маркет-баров "Монополь").
Алкогольную розницу уже сложно назвать непрофильным направлением для дистрибьюторов, потому что большинство специализированных алкогольных сетей в Петербурге принадлежат крупным производителям или импортерам алкоголя. Например, сеть "РосАл 24" — это проект компании "Триал", а сеть "Градусы" — крупного дистрибьютора алкоголя "Рост". ЗАО "ТД "АРОМА", который входит в топ-20 крупнейших импортеров алкоголя страны, управляет самой многочисленной сетью в Петербурге — более 120 магазинов "Ароматный мир". Петербургская алкогольная группа "Ладога" управляет четырьмя объектами "Монополь", еще три откроются в ближайшие месяцы.
Проблемы игроков на алкогольном рынке только усиливаются. Дистрибьюторы алкоголя, как и большинство импортеров, пострадали от резкого ослабления рубля. По данным аналитической группы ved-stat.ru, снижение стоимостных объемов импорта алкоголя в России составило в 2015 году почти 50%, самое сильное было в марте — почти 60%, затем стабилизировалось на уровне 40-45%. В натуральном выражении снижение объема импорта оказалось скромнее — около 35%, за счет переориентации на более бюджетные марки напитков.
Подрывает позиции игроков и снижение покупательной способности населения. Розничные продажи алкоголя в натуральном выражении в Петербурге снижались в прошлом году, свидетельствуют данные Росстата. Например, продажи самой большой по объему категории алкоголя, вина, в январе-сентябре 2015 года снизились почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а водки — на 16,6%.
Розничные продажи алкоголя в Петербурге, тыс. дал
Источник: данные Росстата
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.