Дистрибьюторы алкоголя открывают супермаркеты — в Петербурге заработала новая сеть "Виньон"

Автор фото: Ковалев Петр
Генеральный директор сети супермаркетов "Виньон" Петр Грек.

Несмотря на тяжелые времена, когда продажи алкоголя постоянно падают, дистрибьюторы не боятся начинать новые проекты в рознице. Акционеры ГК "Бастион" могут открыть до 10 супермаркетов "Виньон" в Петербурге и вывести проект в Москву.

В конце прошлого года в Петербурге начали работу два алкогольных супермаркета "Виньон". Они расположены на Коломяжском проспекте и на проспекте Большевиков. В случае их успеха ООО "Союз" (управляет проектом) готова открыть сеть из 10 объектов в Петербурге и выйти в Москву.
В числе совладельцев ООО "Союз" — акционеры дистрибьютора алкоголя ГК "Бастион" Леонид Друкин и Антон Михайлов, а также Петр Грек, бывший коммерческий директор сети аптек "Первая помощь". По данным СПАРК, Леониду Друкину, Антону Михайлову и его брату Вадиму Михайлову принадлежит по 31,27% в ООО "Всемирная импортная компания" (ГК "Бастион"). Ее оборот в 2014 году составлял 3,3 млрд рублей. Это один из крупнейших дистрибьюторов алкоголя в Петербурге.
Как рассказал генеральный директор сети "Виньон" Петр Грек, он уже 2 года работает в ООО "Вик" заместителем директора и в прошлом году предложил дополнить дистрибьюторское звено розничным. Акционеры компании одобрили инициативу в том числе потому, что у него есть опыт в развитии розницы.
Особенность супермаркетов "Виньон" — в сочетании алкоголя и гастрономического сопровождения, продуктов. Ассортимент каждого супермаркета насчитывает более 3 тыс. наименований алкоголя и около 1 тыс. наименований продуктов ежедневного спроса.
Общая площадь одного супермаркета — около 300 м2. "Первоначально мы планировали открывать более крупные магазины, винные гипермаркеты площадью около 500 м2, но из-за кризиса решили занимать меньшую площадь", — рассказывает Петр Грек. Сейчас компания ищет помещения для расширения сети, не только в спальных районах, но и местах с высокой проходимостью. Инвестиции в один объект, по данным компании, составляют 7-10 млн рублей.
Магазины вместо импорта
Как пояснил Петр Грек, положение дистрибьюторов сейчас незавидное и вариантов дальнейшей работы осталось немного. Или сосредоточиться на эксклюзивном алкоголе, но это все равно будет импорт, который сильно подорожал и стал невыгодным. Или продавать алкоголь под собственной торговой маркой (СТМ), чем "Бастион" уже занимается: шампанское "Сопрано", коньяк "Кивер". Или же открывать свои магазины.
"Бастион" — серьезный игрок, который более 10 лет успешно работает на рынке, у него за плечами опыт и финансовые возможности, поэтому я верю в реалистичность поставленной цели в 10 магазинов", — говорит Максим Черниговский, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка. По его словам, "Бастион" в условиях падения импорта усиливает продажи алкоголя под СТМ, которые начал развивать одним из первых, а также успешно занимает нишу тех дистрибьюторов, которые за последний год уходили с рынка. "Сочетание алкоголя и продуктов тоже оправданный шаг, поскольку торговать только алкоголем уже тяжело, конкуренция в этом сегменте усиливается", — говорит Максим Черниговский.
"Идея открытия своей сети не новая, она пользуется популярностью у импортеров алкоголя, которые получают гарантированный сбыт без рисков, стандартных для работы с ресторанами или региональными сетями", — говорит Сергей Худяков, представитель "Марин Экспресс" (импортер вина). Концепция у супермаркетов тоже интересная, но успех будущей сети зависит от грамотности управления и местоположения будущих магазинов, убежден он.
"Запуск собственной розницы оправданный шаг для дистрибьютора при условии достаточного объема ресурсов и широты ассортиментной матрицы, но в среднесрочной перспективе осуществить такие планы очень тяжело – практически все хорошие места заняты", — говорит Вениамин Грабар, президент группы "Ладога"  (управляет сетью маркет-баров "Монополь").
Алкогольную розницу уже сложно назвать непрофильным направлением для дистрибьюторов, потому что большинство специализированных алкогольных сетей в Петербурге принадлежат крупным производителям или импортерам алкоголя. Например, сеть "РосАл 24" — это проект компании "Триал", а сеть "Градусы" — крупного дистрибьютора алкоголя "Рост". ЗАО "ТД "АРОМА", который входит в топ-20 крупнейших импортеров алкоголя страны, управляет самой многочисленной сетью в Петербурге — более 120 магазинов "Ароматный мир". Петербургская алкогольная группа "Ладога" управляет четырьмя объектами "Монополь", еще три откроются в ближайшие месяцы.
Проблемы игроков на алкогольном рынке только усиливаются. Дистрибьюторы алкоголя, как и большинство импортеров, пострадали от резкого ослабления рубля. По данным аналитической группы ved-stat.ru, снижение стоимостных объемов импорта алкоголя в России составило в 2015 году почти 50%, самое сильное было в марте — почти 60%, затем стабилизировалось на уровне 40-45%. В натуральном выражении снижение объема импорта оказалось скромнее — около 35%, за счет переориентации на более бюджетные марки напитков.
Подрывает позиции игроков и снижение покупательной способности населения. Розничные продажи алкоголя в натуральном выражении в Петербурге снижались в прошлом году, свидетельствуют данные Росстата. Например, продажи самой большой по объему категории алкоголя, вина, в январе-сентябре 2015 года снизились почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а водки — на 16,6%.
Розничные продажи алкоголя в Петербурге, тыс. дал
Источник: данные Росстата