Соучредитель "Клаустрафобия - Санкт-Петербург" Владимир Герасов о том, какие квесты будут популярны в 2016 году.
Рынок квестов, пожалуй, один из самых динамичных молодых рынков России, который реагирует на все экономические циклы, взлеты и падения. У тех, кто следит за этим видом развлечений, может сложиться ощущение, что началась вторая волна запуска хоррор–квестов. Но это не совсем так. Просто и новички, и старожилы рынка поняли, что страх — это самая простая эмоция, которую может испытать человек, на леденящие душу квесты идут, их запоминают, про них рассказывают друзьям.
Инвестиции в качественный хоррор–квест сейчас немногим меньше инвестиций в отечественные блокбастеры — 2–3 млн рублей. Однако самое интересное, как показывает опыт: после хоррора потребитель захочет пойти на хороший качественный квест с отличным антуражем, но уже совершенно другой тематики. Так что есть смысл говорить не о новой волне интереса к хоррорам, а о том, что игроки рынка стали подходить к старту бизнеса и его развитию более осознанно, не создавая 101 локацию с 20 ключиками и замочками, а обращая особое внимание на эмоциональную составляющую — ведь ради этого квесты и вышли из компьютеров в реальность.
В этом году, надеемся, появится тренд на снижение интереса к хоррорам. Все–таки в кризисные времена люди обычно выбирают позитив. Хорроров, похоже, и в жизни будет хватать. Самое главное, что произошло с рынком квестов в 2015 году, — это то, что он наконец стал рынком. Обычным российским рынком со своей сезонностью, ростом и падением спроса и прочими явлениями. В 2016 год петербургский рынок вышел с 50–55 квестостроительными компаниями и 200 квест-румами. А это уже вполне себе серьезная конкуренция, даже если учитывать, что сильных продуктов на рынке по–прежнему не так много. Сложная рыночная ситуация уже заставила многие компании уходить в самый простой, по их мнению, путь борьбы с конкурентами — демпинг. Они теряют маржу, но собирают деньги на запуск новых продуктов. Большинство компаний из топ–10 на местном рынке уже показались даже на купонаторах (скидочные сервисы типа Groupon) и сайте объявлений Avito, а это звоночек их собственникам, что пора улучшать продукт.
От 2016 года мы ожидаем появления более качественных продуктов у всех сильных компаний Петербурга, планомерного вымирания слабых игроков, появления синдикатов из мелких и слабых компаний. Новые игроки будут появляться, в том числе они придут из Москвы, но на расстановку сил это не повлияет. Петербургский рынок специфичен, и с наскока его завоевать еще никому не удавалось. Здесь показателен пример одного из крупнейших российских игроков — сети "ВыХод": они как пришли в Петербург, так и ушли обратно.