Радикальные перемены на рынке товаров для детей

Автор фото: Коньков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Вывеска магазина "Детский мир".

В разгар кризиса на рынок выходят новые сети магазинов для детей. Существующие игроки также активно расширяют свои сети. Их стимулирует сокращение розницы группой компаний  "Дети" и доступность помещений для аренды.

За этот год федеральная сеть " Детский мир " открыла 20 супермаркетов на Северо-Западе, из них 11 — в Петербурге. Для сравнения: в 2014 году компания открыла только шесть магазинов (три в Петербурге), а в 2013 году — четыре (два в Петербурге). Таким образом, за последний год торговая площадь магазинов приросла на 12,4 тыс. м2, до 37 тыс. м2.
"Основными направлениями развития в 2015 году стали крупные регионы: Петербург и область, Москва и область. Здесь представлены наиболее качественные торговые площади, растет потребность в детских товарах", — говорит Надежда Киселева, начальник управления по связям с общественностью "Детского мира". Одновременно сеть приходит и в новые города с численностью от 50 тыс. жителей с учетом растущего спроса на детские товары.
В этом году активно развиваются как существующие розничные сети, так и новые. Так, дебютант рынка, московская сеть "Дочки-Сыночки" (занимает четвертое место среди российских лидеров детского рынка), за год открыла 10 магазинов в Петербурге. Такое же число магазинов буквально за полгода успел открыть новый оператор "Детки", основанный выходцами из сети "Здоровый малыш". Первый гипермаркет они открыли летом.
С прошлого года активно осваивает стритретейл "Вотоня" — 54 магазина в Петербурге и области, но этот ретейлер занимает небольшие помещения площадью до 150 м2. Эту компанию несколько лет назад основала одна из учредителей "Пятерочки" и акционер Х5 Retail Group Татьяна Франус с партнерами.
Еще несколько лет назад такая ситуация была невозможна: неизменным лидером на протяжении многих лет были сети "Здоровый малыш" и "Дети", которые входят в ГК "Дети". Многие игроки занимают площади "Здорового малыша" и "Детей". Например, места в ТЦ "Родео Драйв", "Лондон Молл" и "Фиолент" занял "Детский мир".
ГК "Дети" принадлежит основателям сети "Здоровый малыш" Николаю Кичиджи, Алексею Угаркину и Роману Яворскому, между которыми в середине 2014 года случился конфликт, который негативно отразился на деятельности компании. В результате компания была вынуждена закрывать магазины как низкорентабельные.
Количество магазинов основных операторов
Источник: данные компаний
Важным фактором, стимулирующим развитие игроков, стала стабильная ситуация на рынке детских товаров. Если в целом объем розничной торговли непродовольственными товарами сокращается, по официальным данным, на 15%, то детская розница показывает пусть небольшой, но рост. Российский рынок детских товаров по итогам 2015 года вырастет на 1,8%, до 509 млрд рублей, ожидают аналитики ГК "Детский мир", в следующем году темпы роста могут составить 3%, объем — 524,5 млрд рублей. Объем петербургского рынка оценивается в 25–30 млрд рублей.
Динамика рынка товаров для детей
Источник: данные "Детский мир"