Блоги "ДП". Об ограничении госзакупок иностранных лекарств

Автор фото: Ермохин Сергей

Дмитрий Медведев подписал постановление об ограничении госзакупок иностранных лекарств. Комментирует директор по развитию рынка компании Biocad Дмитрий Морвинцев.

Постановление премьер-министра Дмитрия Медведева об ограничении госзакупок иностранных лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), спровоцировал в прессе множество публикаций и породил серьезные дискуссии. Но надо сказать, что никакие препараты под запрет не попадают, если отечественное или импортное лекарство зарегистрировано в России, оно на фармацевтическом рынке остается. Просто в рамках госзаказа, если при проведении торгов в аукционе участвуют как минимум два отечественных продукта, заказчик не сможет закупить импортный препарат, даже если он в торгах заявлен.
У этого постановления (документ, кстати, ждали последние 2 года, и к нему морально все участники рынка были готовы) есть безусловные плюсы, но есть и минусы. Точнее, опасность, что некоторые участники рынка вместо того, чтобы честно воспользоваться своим шансом, укрепить конкурентоспособность, модернизировать производство, просто попытаются воспользоваться ситуацией для того, чтобы извлечь максимум пользы.
В первую очередь указ премьера стимулирует локализацию иностранных производств в России и поддерживает отечественного производителя лекарств, и то и другое должно помочь сохранить деньги и налоги внутри страны, обеспечить их возврат в российскую экономику, создать рабочие места и современные производства.
Документ мотивирует иностранного производителя, который собирается конкурировать на рынке нашего госзаказа, переносить производства в Россию, инвестировать в них. Понятно, что это процесс сложный и не очень быстрый, поэтому правительство и дает переходный период до конца 2016 года. Есть один важный нюанс – отечественными считаются у нас и те препараты, при подготовке которых в России совершаются даже такие простейшие действия, как раскладывание флаконов по коробкам.
Почему-то считается, что только в России государство пытается снизить свои расходы на жизненно необходимые лекарства за счет отечественного производства лекарств. Это не так, и в странах Евросоюза, и в других государствах прикладываются усилия, направленные на снижение стоимости лечения. Применение аналогов – один из основных инструментов, ведущих к данной цели. Поиск более дешевых способов лечения чаще рассматривается общественностью как нежелание государства платить, вместо того чтобы увидеть в этом увеличение доступности лекарства большему кругу пациентов.
Многие страны пытаются стимулировать развитие собственной фармацевтической промышленности, и усилия России в этом ряду весьма умеренны. Например, в той же Индии патенты международных фармацевтических компаний аннулируются довольно регулярно, в том числе действующие по всему миру, а также применяются меры принудительного лицензирования производства. Другими словами, обязательным условием для реализации конкретного препарата на территории Индийского государства является его производство в стране.
Одним из обсуждаемых в контексте подписанного постановления возможных минусов является якобы увеличение цен на препараты ввиду сокращения конкуренции. Это не так: большинство закупок в рамках госзаказа (неважно, для льготных категорий населения или по ОМС) входят в так называемый перечень ЖНВЛП, то есть их цены регулируются государством и цены дженериков (в том числе российских) по определению ниже исходных иностранных препаратов. Инсинуации на тему, что иностранные препараты вообще теперь не будут покупать и больные останутся без необходимого лечения, также беспочвенны. Если иностранный препарат запатентован или у него нет аналогов – к нему норма этого постановления просто не применима. А если на аукцион не заявлен ни один отечественный препарат или заявлен только один, то эта норма также не применяется.
Российская фармацевтическая отрасль в последние годы сделала серьезный рывок вперед. Многие производства соответствуют самым строгим международным требованиям и имеют положительные заключения от иностранных регуляторов. У нас организовано производство многих жизненно важных и дорогостоящих препаратов, российские компании стали разрабатывать собственные оригинальные конкурентоспособные не только на нашем рынке препараты.  
И самое главное – пациенты. Для них от постановления есть один и очень важный плюс Поскольку речь идет об аналогах, дженериках, то они заведомо дешевле оригинальных препаратов. А это значит, что такими мерами снижается общая стоимость лечения, то есть за один и тот же бюджет можно пролечить больше больных.
Тем не менее существует и определенная опасность того, что бедные регионы, закупая лекарства, будут ориентироваться исключительно на стоимость, позабыв о качестве, что некоторые недобросовестные производители вместо того, чтобы вкладываться в производство и обеспечивать контроль за качеством своих препаратов, воспользуются преференциями государства для того, чтобы банально заработать. Это слабые стороны указа, и при реализации постановления такие вероятности нужно учитывать, чтобы по возможности их предотвратить.
Больше мнений экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.