В Белом доме все больше недовольны властями Крыма

Власти Крыма вступили в очередной конфликт с федеральным правительством. Спор сводится к тому, что лучше — тратить деньги без контроля или не тратить их вообще. Хотя пока Кремлю удается гасить открытое недовольство, раздражение по поводу крымских властей в Белом доме явно нарастает.

Москва и Симферополь снова ругаются из-за денег. Первый открытый конфликт разгорелся летом, когда правоохранительные органы начали десятками задерживать крымских чиновников за коррупцию. Тогда глава республики Сергей Аксенов весьма бурно выступил в защиту подчиненных, пообещав, что не позволит никаким "деятелям с материка" издеваться над ними. Борьба, судя по всему, идет с переменным успехом: например, министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник, в отношении которого ФСБ заводила дело о мошенничестве, до сих пор на своем посту.
Новый скандал разразился вокруг денег федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя. Развивался он так — Сергей Аксенов, выступая в Москве, заявил, что "ни копейки" из обещанных по ФЦП 15 млрд рублей республиканская казна не увидела. В ответ источник в Белом доме заявил, как цитируют агентства, что "профессионализм и качество работы властей полуострова вызывают серьезную озабоченность у руководства правительства". В свою очередь, Сергей Аксенов назвал эти источники "штатными метателями дерьма". Хотя глава Крыма и признал, что сроки по некоторым проектам сорваны, он предложил не искать виновных, а "думать, что делать дальше". "Если кто-то чувствует себя глубоко обиженным, то, наверное, так чувствуют себя люди, которые на самом деле провалили программу", — намекнул он.
С деньгами на самом деле все как-то очень странно. ФЦП "Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя до 2020 года" на 708 млрд рублей правительство утвердило еще в августе 2014 года. В 2015 году объем финансирования должен был составить 124 млрд рублей. Потом программу дважды правили, и в итоге траты сократились до 680 млрд рублей в целом и 113 млрд в 2015 году в частности.
Первый денежный транш, то есть то, что должно было поступить в бюджет республики на 2015 год, был обещан еще в августе, дело затянулось, но вот 4 сентября Сергей Аксенов объявил, что транш в 2,2 млрд рублей уже получен, а еще 5,5 млрд придут на следующей неделе. Через 10 дней он же заявил, что деньги задерживаются. Судя по новостям только через месяц, 5 октября, этот транш пришел, и не 2,2 млрд, а 1,9 млрд. Министр экономического развития Алексей Улюкаев тогда же сказал, что второй транш, около 5 млрд рублей, будет перечислен до конца месяца, потом говорили про ноябрь, но новостей о том, что он был отправлен и получен, с тех пор не появилось. Сейчас источник в правительстве заявляет, что из федерального бюджета было перечислено Крыму 1,98 млрд, причем еще 18 сентября. Сколько предназначено Крыму, тоже неясно — в разное время чиновники называли то 13 млрд, то 15 млрд. Бюджет республики сверстали исходя из 15 млрд.
Суть проблемы коротко сводится к тому, что в Москве требуют от крымских властей грамотно формулировать заявки и обоснования проектов и констатируют "крайне низкое качество предоставляемых обоснований стоимости строительства объектов, расшифровка которых не согласована". Например, цитирует Интерфакс неназванный источник, после проверки обоснований проекта автомобильной дороги ее стоимость снизилась с 4,2 млрд рублей до 2,6 млрд.
В Симферополе же считают, что это все бюрократические придирки. Например, говорил Сергей Аксенов, документация на некоторые проекты была разработана в переходный период еще по украинским законам, и переделывать их не нужно, чтобы не терять время. Он предлагает также дать властям Крыма право заключать договоры без конкурсов — тоже скорости ради.
Ну то есть в переводе на простой язык, одни хотят получить обещанные деньги и скорее начать тратить их по своему усмотрению на нужды крымчан, которые (нужды) велики. На месте, мол, виднее. Другие же настаивают, чтобы все расходы были обоснованы, подозревая, что иначе немалая часть окажется где угодно, только не на стройке. Понять, конечно, можно и тех, и других. При этом те части ФЦП, которые исполняются напрямую через федеральные ведомства, худо-бедно финансируются, исполнение на 1 октября в целом составляет 65,92%.
Источник: fcs.vpk.ru
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков прокомментировал схватку, предложив не считать ее кризисом в отношениях. Хотя неназванный источник говорит о том, что Минэконоразвития и Минфину поручено "определить размер ущерба и внести предложения о наказании региональных чиновников", вице-премьер Дмитрий Козак, который в правительстве курирует развитие Крыма, сказал, что об отставках в руководстве речи пока не идет, и не справляются, скорее всего, "чиновники на среднем и низовом уровнях". Но все-таки, добавил Дмитрий Козак, пришлось создать комиссию и провести служебное расследование, чтобы выяснить, где все же зависают деньги, если из точки А они вроде бы выходят, а в точку Б почему-то, как выясняется, не доходят. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил включить в комиссию представителей Генпрокуратуры, что добавляет интриги ее работе. И наверняка, пока эта комиссия не закончит работу, денег Крыму не видать.
Даже и не знаешь, что в данном случае лучше — тратить деньги без контроля или не тратить их вообще. Понятно, что "на борьбу с разрухой" Крым в теории может просить и даже требовать любое количество денег, как это было с послевоенной Чечней. Однако есть риск, что это превратится в бездонную дыру.
Такое неожиданно принципиальное крохоборчество российскому бюджету вообще не очень свойственно. Да и Крым находится в составе России уже полтора года, и сложно представить, что за это время целое министерство по делам Крыма, лишь недавно расформированное, не смогло научить местных чиновников оформлять бюджетные заявки.
Судя по сказанному, противостояние наблюдается не столько между Москвой и Симферополем, сколько между отдельными министрами в Белом доме, одни из которых выступают за свободное и плавное течение денежных потоков, а других это все сильнее и сильнее раздражает. Пока никто не хочет выносить сор из избы — возможно, потому, что предъявить претензии можно обоим сторонам — но тем крупнее может оказаться скандал, когда других способов, кроме отставок, не останется.