Предприниматели рассказали о спекулянтах, которые срывают городские аукционы на земельные участки

Автор фото: Сергей Ермохин
Единая аукционная площадка.

На аукционной площадке, организованной КИО для проведения торгов по земельным участкам под временные объекты, творятся странные вещи. Активизировавшихся спекулянтов здесь разгоняет полиция, но это помогает мало, и они нередко предлагают участникам аукционов отступные или даже угрожают расправой. Комитет имущественных отношений планирует прекратить беспредел и сделать аукционы под временные объекты электронными как можно скорее.

По федеральному законодательству земельные участки под нестационарные объекты (ларьки, автомойки и пр.) с 2015 года распределяются на торгах. Для этого городской комитет имущественных отношений (КИО) организовал Единую аукционную площадку в помещении на Лиговском проспекте, 237. Аукционы начались в сентябре 2015 года, и почти сразу предприниматели начали жаловаться, что выиграть на таких аукционах почти невозможно: мешают спекулянты, которые задирают цену на участок.
КИО знает о наличии спекулянтов и, как неоднократно заявляла глава КИО Юлия Лудинова, с ними борется: например, повышен залог за участие в аукционе, что делает невыгодным дальнейшую переуступку права на аренду участка, и т. д. Но, как выяснилось недавно, это мало останавливает спекулянтов, которые прямо-таки прописались на аукционной площадке.

Порядки из 90-х

Некоторым предпринимателям, которые решаются подать заявку на участие в аукционе, прямо в зале предлагают пройти в фойе и поговорить. Если участник аукциона не хочет разговаривать, его стараются вывести в фойе во время перерыва (совершенно ненужного, по мнению участников аукциона) и настойчиво советуют отказаться от торгов и своего объекта. Одного из участников торгов, по слухам, побили на выходе из здания и скорую помощь вызывали прямо прямо в аукционный зал. Другим участникам аукциона показывали раскрытый портфель и предлагали "взять рубль" и удалиться. "Рубль" на сленге спекулянтов — это миллион рублей. Все эти занимательные подробности обсуждались на недавнем закрытом совещании с участием председателя КРППР Эльгиза Качаева и его специалистов, председателя КИО Юлии Лудиновой и уполномоченного по защите прав предпринимателей Александра Абросимова.
Корреспонденту "ДП" удалось поговорить с одним из участников событий. Он попросил не называть своего имени, потому что, выиграв аукцион почти 2 месяца назад, он до сих пор не получил договор на аренду участка на руки, хотя на это отводится 30 дней. "У меня две точки, торгую цветами, — рассказывает предприниматель А., — в сентябре одним из первых решил побороться на аукционе за участок в 30 м2 недалеко от станции метро в Калининском районе". Прибыл к началу аукциона, начались торги, цена возросла в несколько раз.
"И вдруг объявили перерыв, — рассказывает предприниматель, — зачем перерыв в торгах, не знаете?" — задает отнюдь не риторический вопрос бизнесмен. Во время перерыва к нему подошли неизвестные в количестве пяти человек и попросили выйти в фойе. Двое из подошедших, как рассказывает предприниматель, имели восточную наружность и к поясам у них было прикреплено что-то похожее на кобуру или чехол для ношения оружия. Хотя, как признает собеседник dp.ru, это, возможно, скорее для психологического воздействия. Пятеро неизвестных пригласили предпринимателя в фойе для того, "чтобы поздравить с победой". "Аукцион я выиграл, но испугался и не пошел с ними разговаривать, — говорит А., — и прождал 2,5 часа в аукционном зале, ожидая приезда охраны".
Исполнительный директор НП "Союз малых предприятий" Владимир Меньшиков, узнав о трудностях предпринимателя, позвонил Николаю Крутицкому, заместителю начальника управления земельных ресурсов КИО, и объяснил ситуацию: предприниматель боится выходить из здания, можно, он посидит и подождет, пока за ним приедут? Конечно, ответил директор, пожалуйста, ждите!
Домой А. добрался благополучно, но какая-то машина сопровождала его автомобиль до самого дома. В полицию предприниматель А. не писал заявления, так как вреда ему никакого не причинили, аукцион, как мы уже писали выше, он выиграл, но порядкам, царящим на аукционной площадке, изумляется до сих пор.

Аукционная арифметика

Еще один предприниматель, Александр Ананченко, который сам неоднократно принимал участие в аукционах, объяснил dp.ru аукционную арифметику. "Обычно на один участок собирается 25-30 участников (последний раз собралось более 100 участников), и они пытаются между собой договориться. Кто-то сразу уходит", — говорит Александр Ананченко. Дальше начинается аукцион, и стартовая цена участка в 300 тыс. за пару часов возрастает до 11-15 млн рубей. У победителя аукциона уже уплачен залог — 300 тыс. Аукционная цена становится арендной платой за участок на 3 года. Допустим, 15 млн рублей — они делятся на количество месяцев этих 3 лет, и за участок взимается плата за квартал с учетом залога — это 1,2 млн рублей. "Отдав эту плату, затем можно простоять год и не платить больше, — говорит предприниматель, — и этим пользуются спекулянты. Они вносят 1,2 млн и спокойно работают или переуступают павильон. Никто не хватится даже через 7 месяцев". Затем участок освобождается, и этот "предприниматель" уже с другим юрлицом может опять принимать участие в аукционе.
В городе действуют примерно 50 подобных "договорщиков" и еще несколько десятков спекулянтов, подсчитали предприниматели. Иногда они толпой собираются на Лиговском и не пропускают в зал участников аукциона. Приезжает полиция и разруливает ситуацию, проводя в зал предпринимателей. На совещании шла речь о создании черных списков учредителей таких компаний-договорщиков.
Но откуда вдруг взялись эти спекулянты? И спекулянты ли они? Как считает исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков, во-первых, в городе давно не было земельных аукционов под нестационарные объекты — их не проводили около года. Во-вторых, упало благосостояние населения, разорились многие предприниматели и часть из них работе по найму предпочитает участие в таких сомнительных схемах. Вопрос в том, что КИО не уследить в дальнейшем за всеми неплательщиками. Ранее этим занимались районные агентства КУГИ, которые были ликвидированы в процессе реорганизации КУГИ в КИО.
С середины декабря 2016 года аукционы станут электронными, обещали в КИО, и тогда спекулянтам придется трудно. Кроме того, цену залога поднимут вдвое, и, соответственно, возрастет вдвое и первая плата за размещение.
Но предприниматели не очень-то верят тому, что аукционы так быстро станут электронными: по их данным, площадка до сих пор не выбрана. "Еще в сентябре глава КИО Юлия Лудинова обещала сделать электронную очередь в управлении по работе с заявителями на пл. Стачек. Но ее до сих пор пор нет", — говорят предприниматели. Аппарат электронной очереди в управлении по работе с заявителями будет установлен в понедельник 14 декабря, сообщили в КИО. "Установка такого аппарата потребовала соблюдения определенной процедуры, так как это госзакупка, которую даже не КИО осуществлял, а комитет по информатизации и связи", — добавили в комитете.
В КИО также разъяснили, что комитетом постоянно проводится работа, направленная на исключение спекуляций. В первую очередь был увеличен размер залога. "В настоящее время анализируется возможность введения еще более существенного размера задатков, — подчеркивают в КИО, — с учетом предложений предпринимательского сообщества введено правило о внесении обязательного авансового платежа в размере квартальной арендной платы, уплачиваемого до заключения договора. Меры направлены на то, чтобы сделать участие в торгах спекулянтов экономически невыгодным".
Кроме этого, комитетом принимаются меры организационного характера. На каждом аукционе осуществляется видеозапись, транслируемая также в режиме онлайн на сайте администрации Петербурга. В помещениях Единой аукционной площадки организован пост охраны. Принято решение, согласно которому комитет не будет публиковать список участников торгов в целях исключения возможности получения этой информации спекулянтами и оказания на них давления со стороны недобросовестных лиц. "Также распоряжением КИО № 15-р предусмотрены правила о недопуске к торгам лиц, в свое время уклонившихся (не оплативших авансовый платеж) от подписания договоров (по ранее проведенным торгам). Службы комитета, в свою очередь, осуществляют постоянный мониторинг проведения торгов", — подчеркивают чиновники.