ЦБ обязал страховщиков возвращать деньги при отказе клиента от ДМС и каско

Автор фото: Тушин Антон/ТАСС

Банк России вводит период охлаждения, в течение которого можно будет отказаться от полиса добровольного страхования (страхование жизни, каско, ДМС) и получить назад уплаченную премию.

Срок такого периода составит как минимум 5 дней. По договорам страхования, еще не вступившим в силу, страховщик будет обязан полностью вернуть премию, а по действующим — за вычетом части премии из расчета срока действия договора. Новые правила затронут все основные виды добровольного страхования (страхование жизни, каско, ДМС).

Навязанные услуги

Регулятор объясняет данные нововведения тем, что на страховом рынке сложилась негативная практика навязывания физлицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Особо актуальной данная проблема стала в период бума потребительского кредитования в 2013–2014 годах. Тогда объемы розничного кредитования росли на 30–40% в год. Часть клиентов, оказавшиеся недовольными навязыванием страховки, обращались с претензиями в банки, госорганы и даже в суд. Не менее острая ситуация образовалась и на рынке ОСАГО в 2014–м и первом полугодии 2015 года, когда автовладельцы могли купить полис только с дополнительной нагрузкой в виде страховки от несчастного случая, страхования имущества и т. д., подчеркивает регулятор.
За 9 месяцев 2015 года в Управление Роспотребнадзора по Петербургу поступило около 1500 обращений, связанных с оказанием финансовых услуг.

Время на размышление

Эксперты говорят, что на фоне падения темпов кредитования ситуация на страховом рынке не столь критична, как 1–2 года назад. Кроме того, сами банки, уставшие от жалоб клиентов, уже ввели свои периоды охлаждения.
"С мая 2014 года мы предлагаем страховые продукты, по которым предусмотрена возможность отказа. У клиентов есть возможность вернуть 100% страховой премии на протяжении 14 дней с момента оформления кредитного договора, — комментирует Тимофей Шаров, директор дирекции "Северо–Запад" банка "Хоум Кредит". — В случае полного досрочного погашения кредита банк возвращает клиенту страховую премию пропорционально использованному сроку". В Локо–банке также говорят, что у них по договорам страхования предусмотрен 15–дневный период охлаждения, в связи с этим количество обращений клиентов в суд минимально, а введение со стороны ЦБ новых правил в этой части не окажет на банк влияния.
Стоит добавить, что в случае оформления страховки банк снижает ставку по кредиту клиента примерно на 1%. "Сейчас крайне невелик процент отказавшихся от договора страхования, оформленного при кредитовании, — говорят в СГ "Согаз". — В то же время введение периода охлаждения вызывает достаточно много вопросов, так как и банк, и страховая компания несут расходы на заключение и сопровождение договора страхования".