Развлечения ангелов

 

Фестиваль искусств "Дягилев. P.S.", который недавно завершился в Петербурге, раз за разом занимается не просто консервацией или эксгумацией останков прошлого, а соединяет сущности, которые давно забыли дорогу друг к другу.
В истории этой цивилизации был замечательный момент, когда искусство вобрало в себя — и заместило собой — религию и науку, веру, царя и отечество. Перестали иметь значение пределы стран, времен и жанров, смешались признанные иерархии, ослабли привычные соединения — как у уставшего механизма перед поломкой. На исходе этого времени жил Сергей Дягилев — антрепренер жизни и снов, в последний раз показавший европейскому миру сверкающие камушки в чудесном калейдоскопе искусства. Век назад Дягилев вывез на Запад и "раскрутил" русскую живопись, музыку, русский балет, ему удалось сделать искусственное дыхание, переливание крови от полнокровного русского искусства умирающему западноевропейскому, он соединил в последний раз шарниры, которые вскоре разлетелись вдребезги. В воздухе уже тогда носилось предчувствие конца, примерно как сейчас, на новом сломе эпох.
Танец, музыка, рисунок, живопись, фотография — все эти области творчества давно расползлись по своим углам, рассыпались как кусочки разбитого зеркала. Соединить эти кусочки вновь не означает победить или повернуть вспять время — борьба с временем безнадежна. Нет, этого можно достичь, лишь договорившись со временем, взяв его в союзники, записав его в свой штат. Что и проделал "Дягилев. P.S.".
Французский хореограф Анжелен Прельжокаж блеснул завораживающим, как сон во сне, восточно–западным сочетанием созерцательности и провокации. Дирижер Теодор Курентзис, который стал в Петербурге культовым, привез на этот раз версию столь близкого себе характером "Дон Жуана". Если концертная программа завершилась, то выставочная — продолжается. Выставка "Серебро и золото Пиковой дамы" в Шереметевском дворце еще раз подчеркивает, что в Северной Венеции покрывало реальности всегда скрывает под собой какую–нибудь тайну, зато и вымысел здесь быстро облекается в плоть и кровь. В том же Шереметевском дворце можно увидеть фото "Образы Баядерки", а в KGallery — выставку Сергея Судейкина, первую после 1917 года.